Меню

Жидкостные насосы для автобусов



Жидкостные насосы для автобусов

ЛиАЗ-5256. ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ И ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя.

Жидкостный подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. На автобусе устанавливаются жидкостный подогреватель модели 141 8106-01 и циркуляционный насос модели 34.3730. Возможна также установка циркуляционного насоса U4814 фирмы WEBASTO.

Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.

Техническая характеристика жидкостного подогревателя

Теплопроизводительность. кВт (ккал/ч). 23,3±2,3 (20000±2000)

Расход топлива, л/ч. 3±0,3

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20—30

Потребляемая мощность (без циркуляционного насоса), Вт . . 90±9 Допустимое рабочее давление жидкости,

кПа (кгс/см2). 40-200 (0,4-2)

Объемная доля оксида углерода (СО) в отработавшем газе, %,

Объемная доля диоксида углерода (С02), %. 9—12

Дымность, г/м3, не более. 0,125

Техническая характеристика циркуляционного насоса модели 34.3730

Номинальное напряжение, В. 24

Потребляемый ток, А, не более. 5,5

Подача жидкости, л/ч, не менее. 4300

Номинальный режим работы. продолжительный S1 ГОСТ 183-74

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запрещается включать циркуляционный насос при отсутствии охлаждающей жидкости в системе.

Перед вводом в эксплуатацию подогревателя или после замены жидкости следует удалить воздух из системы охлаждения двигателя.

Разборка, сборка и проверка подогревателя и циркуляционного насоса должны проводиться квалифицированными специалистами в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и оборудованием.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
При пользовании жидкостным подогревателем нужно помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности могут стать причиной пожара.

— работа жидкостного подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях;

— использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя;

— включение подогревателя без топлива;

— выключение подогревателя до окончания цикла продувки (выключения электродвигателя подогревателя), так как это может привести к возрастанию температуры внутри подогревателя и обгоранию электропроводки;

— работа подогревателя в местах заправки автобуса топливом. Безопасная эксплуатация подогревателя обеспечивается прежде всего исправным состоянием защитных устройств. Применение плавких предохранителей строго обязательно.

Открывать кожух горелки подогревателя можно только после отключения электропитания и окончания цикла продувки. При работающем подогревателе открывать горелку не разрешается, так как внутри находится источник высокого напряжения — 20 кВ. После закрытия кожуха горелки необходимо затянуть гайки на откидных болтах.

Жидкостный подогреватель (рис. 17-12) состоит из двух основных частей: теплообменника 14 и горелки (слева от завихрителя 20).

Теплообменник представляет собой две сварные трубы, заглушенные днищами. В пространстве между трубами циркулирует подогреваемая жидкость — теплоноситель. В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость двигателя. Внутрь теплообменника вставлена жаровая труба — камера сгорания 17 с завихрителем. Внутри камеры сгорания происходит непосредственное горение топлива.

К наружной трубе теплообменника приварены входной патрубок 11 и выходной патрубок 16 подогреваемой жидкости, патрубок 19 выхода отработавших газов, а также крепится штуцер с термопредохранителем

15 (закрыт пластмассовым кожухом) для автоматического отключения подогревателя в аварийном режиме (например, при перегреве)

Горелка состоит из электродвигателя 4 постоянного тока с расположенной на его валу пластмассовой крыльчаткой 6, топливного насоса 22, форсунки 13, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 21 и двух электродов зажигания 12 Горелка обеспечивает необходимый тепловой режим подогреваемой среды Составные части горелки расположены в литом алюминиевом корпусе

Электродвигатель с крыльчаткой образуют электровентилятор, который служит для создания необходимого для горения и продувки потока воздуха

Топливный насос 22 шестеренный, малогабаритный, предназначен для подачи топлива в форсунку при определенном давлении Привод насоса осуществляется от электродвигателя 4 через зубчатую передачу 25 Форсунка 13 распыляет подаваемое от насоса топливо

Электромагнитный клапан 9 управляет работой форсунки (открывает и закрывает ее по команде блока управления 2 в зависимости от режима работы подогревателя

Индикатор пламени 21 находится в непосредственной близости от форсунки и пламени и в зависимости от освещенности (воздействия от пламени горелки) подает команды на высоковольтный источник напряжения 3, включая или выключая его Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают зажигание топлива за счет искры между ними при подаче высокого напряжения от источника напряжения 3

Электродвигатель вентилятора закрыт снаружи кожухом 1, на котором в пазу закреплен блок управления Сверху на кожухе крепится высоковольтный источник напряжения 3, а снизу всасывающий воздушный патрубок 26 с регулируемой заслонкой для забора воздуха для горения

Кожух 1 (рис 17-13) крепится к теплообменнику на оси 4 с помощью откидных болтов и может быть открыт для удобства доступа к элементам горелки при ее обслуживании

На рис 17-14, 17-15, 17-16, 17-17 показано устройство, соответственно, передней части подогревателя, топливного насоса и электромагнитного клапана, корпуса вентилятора и корпуса горелки, теплообменника подогревателя

Читайте также:  Подбор центробежных насосов по характеристикам

Для регулирования температуры охлаждающей жидкости используется термодатчик, устанавливаемый в жидкостной системе на входе или выходе рабочей жидкости При продолжительном режиме работы подогревателя термодатчик устанавливается на входном патрубке теплообменника, при нормальном режиме работы — на выходном патрубке Свободное отверстие заглушается

Рис. 17-12. Продольный разрез жидкостного подогревателя
I — кожух горелки, 2 — блок управления, 3 — высоковольтный источник напряжения, 4 — электродвигатель,5 — муфта,6 — крыльчатка, 7 — подшипник качения, 8 — наконечник электрода зажигания, 9 — электромагнитный клапан подачи топлива 10 — корпус форсунки,
II — входной патрубок для жидкости, 12 — электрод зажигания, 13 — форсунка, 14 — теплообменник 15 — термопредохранитель, 16 — выходной патрубок для жидкости 17 — камера сгорания, 18 — внутренняя труба теплообменника, 19 — патрубок выхода отработавших газов, 20 — завихритель, 21 — индикатор пламени, 22 — топливный насос, 23 — сливной топливопровод, 24 — топливопровод подачи, 25 — зубчатая
передача, 26 — всасывающий воздушный патрубок

Рис. 17-13. 1 -габаритиые и монтажные размеры жидкостного подогревателя:
1 — кожух горелки; 2 — топливопроводы; 3 — винт регулировки воздухозабора; 4 — ось поворота горелки; 5 — винт стяжной ленты; 6 — стяжная лента; 7 — откидной винт; 8 — сливная пробка; 9 — кожух; 10 — гайка кожуха; 11 — фланец газоотводящего патрубка; А — угол открывания крышки горелки при обслуживании

Рис. 17-14. Передняя часть подогревателя:
1, 6 — шурупы, 2 всасывающий воздушный патрубок; 3 — блок управления, 4 — кожух, 5 — высоковольтный источник напряжения, 7,12 —винты, 8, 11 —шайбы, 9 — электродвигатель, 10 — пластина, 13, 14 — полумуфты


Рис. 17-15. Топливный насос и электромагнитный клапан:
1 — стопорная шайба; 2 — шестерня; 3 — электромагнит с запорным устройством; 4 — наконечник с пружиной; 5 — электрод зажигания; 6 — скоба; 7, 13, 16, 19, 23 — шайбы; 8 — болт; 9 — индикатор пламени; 10 — форсунка; 11, 17, 21—топливопроводы; 12, 20, 22 —виты; 14 —корпус форсунки; 15 — штуцер; 18 — топливный насос; 24 — панель горелки

Рис. 17-16. Корпус вентилятора и корпус горелки:
1 — корпус вентилятора; 2 — кольцо; 3 — винт; 4,12 — шайбы; 5 — компенсационная шайба; 6 — штифт; 7 — вал; 8 — шариковый подшипник; 9 — крыльчатка вентилятора;
10 — уплотнительная втулка; 11 —корпус горелки; 13 — шестерня; 14 — гайка

Рис. 17-17. Теплообменник:
1 — камера сгорания; 2, 8 — гайки; 3, 15, 20 — шайбы; 4 — штифт; 5, 18 — болты; 6 — ось; 7 — кожух; 9 — шпилька; 10 — винт; 11 — хомутик; 12 — пластина; 13 — термопредохранитель; 14 — штуцер; 16 — теплообменник; 17 — стяжная лента; 19 — скоба; 21 — заглушка

Источник

Жидкостные насосы для автобусов

ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ И ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС АВТОБУСА ЛиАЗ-621321 — ЧАСТЬ 1

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового режима двигателя.

Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. На автобусе устанавливаются жидкостный подогреватель модели THERMO 350 (рис. 13.6) и циркуляционный насос U4852 (AQUAVENT 6000) фирмы WEBASTO.

Питание жидкостного подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от основного топливного бака и аккумуляторных батарей автобуса.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИДКОСТНОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ THERMO 350

Теплопроизводительность, кВт (ккал/ч). 35 (30000)

Расход топлива, л/ч. 4,5

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20-28

Номинальная потребляемая мощность

(без циркуляционного насоса), Вт. 140

Допустимое рабочее давление жидкости, кПа (кгс/см2). 40-200 (0,4-2)

Содержание С02 в отработавших газах, %. 10+0,5

Габаритные размеры, мм:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИРКУЛЯЦИОННОГО НАСОСА U 4851 (AQUAVENT6000)

Объемная подача при противодавлении 40 кПа (0,4 кгс/см2), л/ч. 6000

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20-28

Потребляемая мощность, Вт. 209

Габаритные размеры, мм:

Перед вводом в эксплуатацию подогревателя или после замены жидкости следует удалить воздух из системы.

Разборка, сборка и проверка подогревателя и циркуляционного насоса должны проводиться квалифицированными специалистами в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и оборудованием.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При пользовании подогревателем нужно помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА.

— включать циркуляционный насос или подогреватель при отсутствии охлаждающей жидкости в системе;

— включение подогревателя без топлива;

— выключение «массы» до окончания цикла продувки (выключения электродвигателя подогревателя), так как это может привести к возрастанию температуры внутри подогревателя и обгоранию электропроводки;

— работа подогревателя в местах заправки автобуса топливом;

— эксплуатация подогревателя при подтекании топлива в соединениях.

Читайте также:  Makita hw 102 насос

Безопасная эксплуатация подогревателя обеспечивается прежде всего

исправным состоянием защитных устройств. ПРИМЕНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПЛАВКИХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Жидкостный подогреватель THERMO 350 (рис. 13.6) можно условно разделить на две основные части: теплообменник и горелку.

Теплообменник представляет собой две трубы, заглушенные днищами. В пространстве между днищами циркулирует теплоноситель 10 — подогреваемая жидкость. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания 11 с завихрителем 12.

Горелка представляет собой составной корпус, внутри которого установлены: электровентилятор, топливный насос 16 с электромагнитным клапаном, блок управления 3, высоковольтная катушка зажигания с электродами зажигания 5, индикатор пламени 15. На корпусе теплообменника смонтированы датчик температуры 8 и ограничитель температуры 9.

Электровентилятор состоит из крыльчатки 1 и электродвигателя 2. Отверстие для забора воздуха защищено от брызг кожухом 22.

Топливный насос подает топливо под давлением к форсунке, в которой оно распыляется. Привод насоса осуществляется через муфту 20 от электродвигателя 2. На выходе насоса установлен электромагнитный клапан, управляющий подачей топлива по команде блока управления.

Высоковольтная катушка зажигания подает высокое напряжение на электроды, между которыми возникает искра для розжига топлива .

Индикатор пламени 15 представляет собой фотодиод, изменяющий сопротивление в зависимости от силы света пламени. Сигналы индикатора подаются в блок управления и обрабатываются в нем.

Датчик температуры 8 регистрирует температуру жидкости в теплообменнике. Сигнал датчика поступает в блок управления. По этому сигналу блок выдает команду на прекращение горения, когда температура жидкости превысит расчетную рабочую. Когда температура жидкости превысит 125°, срабатывает ограничитель температуры 9, по сигналу которого блок управления выключает подогреватель.

Конструктивно подогреватель выполнен таким образом, что горелка закреплена на корпусе теплообменника шарнирно и может быть повернута со всеми смонтированными на ней узлами на шплинте 11 (рис. 13.7) для удобства обслуживания. Для поворота нужно предварительно отсоединить электрические разъемы и топливопроводы, затем ослабить гайки 13 и откинуть болты 14. При необходимости можно снять горелку, для чего допол-нительно нужно извлечь шплинт 11.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Открывать горелку можно только после отключения электропитания и окончания цикла продувки. ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ПОДОГРЕВАТЕЛЕ ОТКРЫВАТЬ ГОРЕЛКУ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ, ТАК КАК ВНУТРИ НАХОДИТСЯ ИСТОЧНИК ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ — 20 кВ. После закрытия горелки необходимо затянуть гайки на откидных болтах.

Рис. 13.6. Жидкостный подогреватель THERMO 350 (схема):
I-крыльчатка; 2-электродвигатель; 3-блок управления; 4-держатель электродов; 5-электроды зажигания; б-штуцер подвода жидкости; 7-распылитель топлива; 8-датчик температуры; 9-ограничитель температуры; 10-теплоноситель;
II-камера сгорания; 12-завихритель; 13-патрубок выпуска отработавших газов; 14-диск; 15-индикатор пламени; 16-топливный насос с электромагнитным клапан; 17-регулятор подачи воздуха на горение; 18-питающая линия топлива; 19-сливная линия топлива; 20-муфта; 21-решетка для подачи воздуха; 22-кожух

Источник

Насос водяной: основа жидкостной системы охлаждения ДВС

Для работы жидкостной системы охлаждения двигателя необходимо обеспечить постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Данная задача решается с помощью водяного насоса или помпы — все об этих агрегатах, их типах, конструкции и работе, а также об их правильном выборе, ремонте и замене читайте в статье.

Что такое водяной насос?

Водяной насос (жидкостный насос, помпа) — компонент системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания; циркуляционный насос, обеспечивающий принудительное обращение охлаждающей жидкости по контурам системы.

Подавляющее большинство современных автомобильных, тракторных и иных двигателей имеет жидкостную систему охлаждения — в такой системе теплоносителем, обеспечивающим отбор тепла от наиболее нагретых деталей силового агрегата, выступает вода или антифризы. Наибольшая эффективность системы достигается при принудительной циркуляции теплоносителя — именно с этой целью используются циркуляционные водяные насосы (помпы). Такой насос устанавливается на двигатель и обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости по всем контурам системы охлаждения.

Водяной насос играет важную роль в работе силового агрегата, выход насоса из строя в считанные минуты приводит к перегреву двигателя и может стать причиной серьезных поломок. Поэтому при неисправностях насос необходимо ремонтировать или менять, а чтобы сделать верный выбор, необходимо разобраться в существующих типах помп, их конструкции и принципе работы.

Типы и конструкция водяных насосов

Все современные автомобильные водяные помпы являются насосами центробежного типа, они нагнетают охлаждающую жидкость в систему с помощью вращающегося многолопастного колеса (крыльчатки). В таком насосе крыльчатка находится в замкнутой полости с двумя патрубками: подводящим над центром крыльчатки и нагнетательным на периферии. Охлаждающая жидкость поступает на среднюю часть крыльчатки и отбрасывается ее лопастями на периферию, приобретает ускорение и через нагнетательный патрубок подается в водяную рубашку двигателя. Так между подводящим и нагнетательным патрубками насоса создается разность давлений, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости по системе.

Обычно насос встраивается в систему охлаждения между выпускным патрубком радиатора и впускным патрубком водяной рубашки двигателя. То есть, через помпу проходит уже охлажденная в радиаторе жидкость, благодаря чему на агрегат снижается тепловая нагрузка и продлевается его ресурс.

Конструкция водяного насоса в общем случае проста. Основу агрегата составляет литой корпус с патрубками (подводящим и нагнетающим), внутри которого на валу расположена крыльчатка. Вал крыльчатки удерживается одним или двумя подшипниками в передней стенке корпуса, вся конструкция уплотняется самоподжимным сальником, препятствующим проникновению охлаждающей жидкости в подшипник и ее утечку из корпуса насоса. Сальник имеет пружину, за счет чего он всегда прижат к корпусу насоса и обеспечивает необходимую степень герметичности. Также внутри может располагаться водоотражатель, препятствующий попаданию воды на подшипники изнутри. Снаружи на валу крыльчатки располагается ступица шкива привода насоса, на который может крепиться и вентилятор. На шкиве или на валу со стороны передней стенки корпуса насоса может располагаться пылеотражатель, препятствующий проникновению пыли в подшипник.

Читайте также:  Демонтаж фекального насоса расценка в смете

Существующие сегодня помпы отличаются конструкцией крыльчатки и корпуса, способом установки на двигатель, типом привода и наличием/отсутствием привода вентилятора охлаждения радиатора.

В помпах используются крыльчатки двух основных типов:

  • Дисковые — крыльчатка конструктивно выполнена в виде плоского диска, на одной поверхности которого расположены прямые или спиральные лопасти;
  • Кольцевые — крыльчатка выполнена в виде двух дисков, между которыми расположены прямые или спиральные лопасти.

Наиболее широкое применение находят дисковые крыльчатки с лопастями различных типов. Кольцевые крыльчатки применяются реже вследствие более сложной конструкции и высокой массы. Дисковые крыльчатки могут быть литыми и штампованными, кольцевые — литыми и сварными (собранными из отдельных компонентов).

По конструкции корпуса и способу установки на двигатель жидкостные насосы бывают:

  • Интегрированные в блок двигателя;
  • Корпусные (автономные).

Насосы первого типа имеют корпус, открытый со стороны крыльчатки — вторую часть корпуса составляет полость в блоке двигателя. Такой насос монтируется непосредственно на двигатель (через прокладку на специально обработанную привалочную поверхность), он занимает мало места и требует выполнения минимального числа соединений, так как нагнетательный патрубок обычно интегрирован в корпус и блок. Именно насосы, интегрированные в блок двигателя, сегодня получили наибольшее распространение.

Насосы второго типа выполнены в виде автономных агрегатов, которые соединяются с системой охлаждения патрубками. Эти насосы тоже устанавливаются на блок двигателя (на привалочную поверхность или на отдельные кронштейны), однако занимают больше места, чем насосы первого типа. В остальном корпусные и интегрированные насосы не имеют принципиальных отличий.

Водяные насосы могут иметь привод двух основных типов:

  • Ремнем/цепью ГРМ;
  • Ремнем привода вспомогательных агрегатов.

В первом случае на насос устанавливается зубчатый шкив (для зубчатого ремня) или звездочка (для цепи), во втором случае используется шкив для обычного клинового или поликлинового ремня. Сегодня используются все типы приводов, однако наибольшее распространение получили насосы с приводом от ремня ГРМ и поликлинового ремня. На ранних двигателях (особенно дизельных) все еще используются клиноременные передачи с одиночными, спаренными, строенными и счетверенными ремнями.

Наконец, шкив привода водяного насоса может использоваться для установки вентилятора охлаждения. Вентилятор может монтироваться на шкив непосредственно (жестко) или через вязкостную муфту, в первом случае вентилятор работает постоянно (так как насос имеет постоянный привод), во втором случае вентилятор включается в работу только в определенном диапазоне температур.

Вопросы выбора, ремонта и замены водяных насосов

Водяной насос имеет ограниченный ресурс, который редко превышает 80-90 тысяч км пробега, поэтому данный агрегат необходимо периодически менять. Для замены необходимо выбирать помпу того же типа и модели, что стояла на двигателе ранее, в противном случае агрегат просто не встанет на свое место или будет работать некорректно. Допускается установка аналогов, однако далеко не для всех автомобилей это возможно.

На многих современных двигателях с приводом насоса ремнем ГРМ замена данного агрегата выполняется одновременно с заменой ремня и его роликов при регламентированном ТО. Это сделано с целью минимизации вмешательства в работу привода газораспределительного механизма — все детали меняются сразу, и система нормально работает весь межсервисный интервал. Для таких двигателей предлагаются полные ремонтные комплекты — ремень ГРМ, его ролики, водяная помпа, уплотнители и крепеж.

При покупке нового водяного насоса необходимо приобретать и прокладку — обычно она идет в комплекте, хотя в ряде случаев уплотнители можно найти отдельно. Для интегрированных в блок насосов необходима одна прокладка, для корпусных насосов может потребоваться несколько прокладок для каждой привалочной поверхности.

В случае, если насос не выработал свой ресурс, но в нем возникли неисправности (утечки, поломка или деформация крыльчатки, износ подшипников и т.д.), допускается выполнение ремонта. Наиболее частая проблема — износ самоподжимного сальника и утечка через него охлаждающей жидкости. Эта неисправность устраняется заменой сальника в сборе, отремонтировать данную деталь, как правило, невозможно. При поломке корпуса или крыльчатки насос проще заменить на новый.

При правильном выборе и замене водяного насоса система охлаждения двигателя будет безотказно работать в любых условиях эксплуатации.

Источник