Меню

Вспомогательный генератор служит для



Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Вспомогательный генератор

Вспомогательные генераторы служат для питания цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи. Возбудители предназначены для питания независимых обмоток возбуждения тяговых генераторов. На большинстве тепловозов вспомогательный генератор и возбудитель конструктивно объединены в двухмашинный агрегат. [16]

Вспомогательный генератор ВГТ275 / 150 является шестиполюсной машиной с параллельным возбуждением; генератор имеет 5 добавочных полюсов. Сердечник, катушки якоря и коллектор генератора ВГТ275 / 150 и возбудителя ВТ275 / 120 одинаковы. [17]

Вспомогательный генератор и возбудитель имеют по шесть щеткодержателей 4, установленных на траверсах 3, допускающих сдвиг щеткодержателей по окружности для установки щеток на электрическую нейтраль. Выводы полюсных обмоток и якорей закреплены в коробках выводов вспомогательного генератора и возбудителя. [19]

Вспомогательный генератор и все присоединяемые к нему блоки необходимы для того, чтобы при соблюдении условий малых искажений на выходах детекторных ступеней многоканальной системы можно было получить столь большие напряжения, которые требуются для отклонения луча ЭЛТ. [20]

Вспомогательный генератор предназначен для зарядки аккумуляторной батареи, возбуждения возбудителя и питания электроэнергией цепей низкого напряжения. [22]

Вспомогательный генератор обеспечивает напряжение в цепи управления 75 В, которое поддерживается постоянным при помощи электронного регулятора напряжения. [23]

Вспомогательный генератор предназначен для возбуждения возбудителя, зарядки аккумуляторной батареи, для питания цепей управления и освещения. Возбудитель предназначен для возбуждения тягового генератора. [24]

Вспомогательный генератор имеет, так же как и возбудитель, шесть главных и пять дополнительных полюсов. Служит он для питания размагничивающей обмотки возбудителя, зарядки аккумуляторной батареи, питания цепей управления и освещения. [25]

Вспомогательный генератор служит для питания электродвигателя механизма поворота. Генератор питает также постоянным током напряжением 220 В тормозные электромагниты, цепи возбуждения, управления и отопления. [26]

Вспомогательные генераторы , расположенные на валу главных агрегатов, в прежнее время использовали в качестве независимых источников энергии для электроснабжения системы с. В настоящее время их используют при определенных условиях только на АЭС для снабжения электроэнергией электродвигателей главных циркуляционных насосов, так как вспомогательные генераторы заметно усложняют конструкцию главных агрегатов и увеличивают размеры машинного здания. [27]

Вспомогательный генератор для гидрогенераторов имеет явнополюсное исполнение и расположен на валу ротора со стороны верхней крестовины ( рис. 1 — 5), а вспомогательный генератор для турбогенераторов имеет неявнополюсное исполнение и присоединяется к свободному концу вала ротора турбогенератора. [29]

Вспомогательный генератор имеет электромашинную систему возбуждения и при независимой системе располагается на одном валу с главным. При высокой кратности форсирования возбуждения ( & ф Е 2) обычно применяют две группы управляемых вентилей: рабочую и форсировочную. Обе группы выполняют по шести — или трехфазной мостовой схеме, соединяют параллельно и подключают к обмотке возбуждения генератора. Рабочая группа вентилей работает с малыми углами регулирования и обеспечивает возбуждение генератора в нормальных режимах. Форсировочная группа в нормальном режиме работает с большими углами регулирования и дает не более 30 % тока возбуждения. При форсн-ровке эта группа полностью открывается и дает весь ток форси-ровки, а при гашении поля переводится в инверторный режим. [30]

Источник

Вспомогательный генератор (ВГ).

Предназначен для зарядки БА и питания всех низковольтных цепей при работающем дизеле.

Магнитная система включает в себя стальную станину, к которой крепятся болтами шесть главных полюсов и пять добавочных полюсов. На месте недостающего добавочного полюса размещены выводы обмоток и подключены к клемной коробке.

Имеет сердечник набранный из листов стали, на котором размещена катушка шунтовой обмотки возбуждения (Ш1-Ш2) из 450 витков, которая включена параллельно якорной обмотке через бесконтактный регулятор напряжения (БРН).

Имеет сплошной стальной сердечник на котором размещена обмотка из 17 витков, включенная последовательно с обмоткой якоря. Все полюса крепятся к станине двумя болтами, а катушки полюсов соединены перемычками последовательно.

Якорь.

Имеет стальной вал общий с возбудителем, который вращается на двух шариковых подшипниках: со стороны привода опорный, а с противоположной стороны- опорно- упорный. Сердечник якоря выполнен из отдельных листов электротехнической стали. Листы имеют вентиляционное отверстие, по наружной поверхности имеют зубья между которыми при сборке образуется 44 паза, в которые уложены катушки волновой обмотки. Так как зубья листов сердечника не имеют ласточкиных хвостов то клинья в пазы не вставляются, а якорная обмотка крепится в пазах, как и лобовые части, стальными проволочными бандажами. Концы секций катушек якорной обмотки припаяны к петушкам коллекторных пластин.

Рис.12 Якорь с коллектором и полюса ДА.

1-изолирующая рамка,2-независимая катушка,3-размагничивающая катушка,4-прокладка, 5-коллектор,6-пластмасса,7-балансировочное кольцо,8-груз,9-катушка якоря,10-замок, 11-бандажи,12-вентилятор,13-ступица,14-обмоткодержатель,15-шпонка,16-якорные листы,22-контактные кольца,23-балансировачное кольцо.24-вал,28-бандаж,29-сердечник, 31-изоляция,33-катушка параллельного возбуждения,34-полюсные листы,35-заклепка, 36-пружинная рамка,37-рамка.

Коллектор.

Собран из 130 медных штампованных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. Так как число коллекторных пластин не кратно числу пазов сердечника, то две секции якорной обмотки к коллектору не подключены и являются «мертвыми». Корпус коллектора пластмассовый, установлен в горячем состоянии на стальную подколлекторную втулку вала якоря.

Щеточный аппарат.

Имеет кольцеобразную гетинаксовую траверсу, закрепленную на станине. К траверсу крепятся 6 латунных щеткодержателей в каждом из которых установлено по одной щетке марки ЭГ-14. Нажатие ан щетки обеспечивается стальной цилиндрической пружиной через нажимной рычаг.

У вспомогательного генератора спереди коллектора установлены два контактных кольца и две щетки для получения и снятия переменного тока (переменноеU=58B, I=10A, f=90Гц). Однако на тепловозах этот переменный ток не используется.

Охлаждение Д.А.

Обеспечивается от двухрядного лопастного вентиляторного колеса, смонтированного на ступице в средней части вала, которое при вращении засасывает воздух со стороны коллекторов ВГ и В и выбрасывается через окна в средней части Д.А.

Возбудитель.

Предназначен для питания независимой обмотки возбуждения Г.Г.

Конструктивно возбудитель выполнен аналогично вспомогательному генератору и отличается только устройством магнитной системы. У возбудителя станина короче но толще чем у ВГ. На главных полюсах у возбудителя размещены две независимые обмотки:

  1. Намагничивающая Н1-Н2, которая получает питание от СПВ через рабочие обмотки амплистата возбуждения, имеет 188 витков.
  2. Размагничивающая Н3-Н4, которая получает питание от ВГ имеет 140 витков. Размагничивающая обмотка предназначена для обеспечения плавного трогания, т.к. у амплистата очень сильная внутренняя положительная обратная связь и он не может обеспечить минимальное возбуждение возбудителя. Кроме этого размагничивающая обмотка еще обеспечивает аварийное возбуждение при неисправности основной схемы возбуждения.
Читайте также:  Генератор случайных чисел не существует

Источник

Двухмашинный агрегат

Вспомогательный генератор и возбудитель главного генератора на тепловозах, как правило, выполняются в виде двухмашинного агрегата. Вспомогательный генератор и возбудитель — электрические машины постоянного тока с самовентиляцией защищенного исполнения. Вспомогательный генератор питает обмотку параллельного возбуждения возбудителя, цепи управления, вспомогательные цепи, а также служит для подзарядки аккумуляторной батареи. Возбудитель предназначен для питания независимой обмотки возбуждения тягового генератора.

Двухмашинный агрегат тепловозов ТЭМ2, ТЭМ2М, ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, состоящий из вспомогательного генератора МВГ25/11 и возбудителя МВТ25/9, представлен на рис. 11.1. Двухмашинный агрегат состоит из следующих основных частей: станин возбудителя и вспомогательного генератора, их якорей, коллекторов, щеткодержателей, главных и добавочных полюсов, вентилятора и подшипников.

Станины 7, 13 (см. рис. 11.1) возбудителя и вспомогательного генератора составляют общий разъемный корпус. Между собой станины стянуты болтами. Снизу к ним приварены четыре лапы для крепления двухмашинного агрегата.

К станине 7 возбудителя МВТ25/9 крепятся четыре главных полюса. Каждый главный полюс состоит из сердечника и обмотки. Сердечники 6 набраны из стальных листов и разделены латунной прокладкой на две части неравного сечения. Часть сердечника меньшего сечения (насыщенная) охватывается дифференциальной обмоткой 9, имеющей семь витков из медной полосы. Параллельная обмотка возбуждения 10 охватывает обе части сердечника (насыщенную и ненасыщенную) и имеет 242 витка из изолированного медного провода.

К торцу станины возбудителя крепится подшипниковый щит 2. На нем установлена изолированная траверса с четырьмя щеткодержателями 4. Траверса допускает сдвиг щеткодержателей при их установке в нейтральное положение. В каждый щеткодержатель устанавливается по одной щетке. В центре подшипниковый щит имеет

Рис. 11.1. Двухмашинный агрегат с возбудителем МВТ25/9 и вспомогательным генератором МВГ25/11: 1 — шарикоподшипник; 2, 17 — подшипниковые щиты возбудителя и вспомогательного генератора; 3, 16 — коллекторы; 4, 19 — щеткодержатели; 5, 15 — обмотка якоря; 6 — сердечник главного полюса и возбудителя; 7, 13 — станины возбудителя и вспомогательного генератора; 8, 14 — сердечники якорей возбудителя и вспомогательного генератора; 9 — дифференциальная обмотка возбудителя; 10 — параллельная обмотка возбуждения возбудителя; 11 — вентиляторное колесо; 12 — главный полюс вспомогательного генератора; 18 — вал якоря

гнездо для установки капсулы подшипника 1. По валу полость подшипника уплотняется лабиринтовым уплотнением, а снаружи — крышкой.

Якорь возбудителя состоит из сердечника 8, обмотки 5, коллектора 3 и вала 18. Сердечник набран из листов электротехнической стали. Сердечник возбудителя от сердечника вспомогательного генератора отделен магнитным экраном, состоящим из 26 латунных листов. На валу сердечник удерживается шпонкой. Листы сердечника имеют 45 пазов, куда укладывается волновая двухслойная обмотка из прямоугольного изолированного провода. Каждая секция обмотки состоит из трех проводников (рис. 11.2). В паз сердечника укладываются две полусекции. Между секциями и на дно паза укладываются миканитовые прокладки. Обмотка в пазах удерживается гетинаксовыми клиньями, а ее лобовые части удерживаются бандажами. Концы секций обмотки якоря припаяны к петушкам коллекторных пластин. Шаг обмотки по пазам 1-11, по коллектору 1-68. Коллектор возбудителя содержит 135 пластин.

Магнитная система вспомогательного генератора МВГ25/11 состоит из станины 13 (см. рис. 11.1), шести главных 12 и шести

Рис. 11.2. Секция обмотки якоря (а) и ее расположение в пазу (б) якоря возбудителя МВТ25/9: 1 — гетинаксовый клин; 2 — бумага, пропитанная в лаке; 3 — миканитовая бумага; 4 — лента батистовая; 5, 8 — прокладки миканитовые; 6 — прессшпан;

7 — медь добавочных полюсов. Сердечники главных полюсов набраны из стальных листов, скрепленных стальными заклепками.

Сердечники добавочных полюсов литые стальные, катушки намотаны из меди. К торцу станины вспомогательного генератора крепится подшипниковый щит 17, снимаемый при осмотре коллектора 16. На подшипниковом щите установлена траверса со щеткодержателями 19.

Сердечник якоря 14, набранный из листов электротехнической стали, имеет вентиляционные отверстия, паз для шпонки и 46 пазов, в которые укладывается волновая обмотка с двумя параллельными ветвями. Секция обмотки выполнена из прямоугольной меди с изоляцией. Она состоит из двух витков (рис. 11.3). В пазах секции удерживаются проволочным бандажом. Лобовые части в местах намотки бандажей дополнительно изолированы. Обмотка якоря 15 (см. рис. 11.1) имеет шаг по пазам 1.8, по коллектору 1. 32.

Вентилятор 11 (см. рис. 11.1) забирает воздух из дизельного помещения в районе коллекторных камер агрегата и выбрасывает его в средней части через люки, закрытые сверху защитными сетками.

Двухмашинный агрегат тепловоза ТЭМ2 приводится во вращение от шкива, посаженного на хвостовик вала тягового генератора посредством девяти клиновых ремней, ведомого шкива, вала и

Рис. 11.3. Обмотка якоря вспомогательного генератора МВГ25/11: а — секция; б — расположение обмотки в пазу; в — схема соединения обмотки якоря; 1 — пропитанная в лаке бумага; 2 — миканитовая бумага; 3 — лента батистовая, пропитанная в лаке; 4 — прокладка из прессшпана; 5 — прессшпан; 6- медь; 7- миканитовая прокладка; 1, 8, 17, 24, 32, 63 — номера пазов

Рис. 11.4. Привод двухмашинного агрегата: 1 — втулка распорная; 2 — крышка; 3, 12 — болты; 4 — шарикоподшипник; 5 — пресс-масленка; 6 — корпус опоры; 7 — войлочное уплотнение; 8 — вал; 9, 14, 22- гайки; 10- шайба; 11 — диски муфты; 13 — полумуфта ведомая; 75- болт крепления двухмашинного агрегата; 16 — плита; 17 — болты крепления корпуса опоры; 18 — прокладки регулировочные; 19 — штифт; 20- болт упорный; 21 — прокладки разрезные; 23 — шкив ведомый

пакетной пластинчатой муфты (рис. 11.4). Ввиду значительной длины вал привода 8 имеет опору со сферическим шарикоподшипником 4, который воспринимает усилие от натяжения ремней. Вал привода с опорой и двухмашинный агрегат смонтированы на общей плите 16. Плита, корпус опоры и лапы двухмашинного агрегата имеют пазы для возможности перемещения двухмашинного агрегата при натяжении ремней. Пластинчатая муфта компенсирует погрешности установки вала привода относительно оси двухмашинного агрегата. Излом оси вала относительно оси двухмашинного агрегата допускается не более 0,3 мм на длине 300 мм. Соосность при центровке обеспечивается постановкой прокладок 18. После центровки положение корпуса опоры 6 на плите фиксируется коническими штифтами 19, положение двухмашинного агрегата — приварными упорами.

Читайте также:  Замена ремня генератора 4g64 gdi

Пластинчатая муфта привода состоит из 18 дисков 11, изготовленных из пружинящей листовой стали. Диски имеют шесть отверстий. Пакет дисков тремя болтами (через один) прикреплен к ведущей полумуфте, напрессованной на вал и тремя болтами (также, через один болт) — к ведомой полумуфте 13, посаженной на конусный хвостовик вала двухмашинного агрегата.

При установке привода двухмашинного агрегата в сборе на тепловозе, во избежание перекосов ремней необходимо, чтобы наружный торец ведомого шкива 23 совпал с торцом ведущего торца, что достигается перемещением шкива на валу за счет выемки или постановки прокладок 21.

Источник

Маневровые локомотивы

Двухмашинные агрегаты — возбудители и вспомогательные генераторы

На всех тепловозах (кроме тепловоза ВМЭ1) двухмашинный агрегат совмещает в одной разъемной станине с общим валом две машины постоянного тока 1) вспомогательный генератор, вырабатывающий ток для заряда аккумуляторной батареи, питания цепей управления, обмотки возбуждения возбудителя, цепей освещения и вспомогательных нужд тепловоза при работающем дизеле; 2) возбудитель, питающий током обмотку независимого возбуждения тягового генератора. Основные технические данные возбудителей приведены в табл. 3 и 9, а вспомогательных генераторов — в табл. 2 и 10.

На тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2 установлен двухмашинный агрегат, состоящий из возбудителя МВТ-25/9 и вспомогательного генератора МВГ-25/11 (рис. 154). Это самовентилируемая машина защищенного исполнения. Вентилятор 8 центробежного типа, расположенный в середине агрегата, засасывает воздух со стороны коллекторов и выбрасывает его через отверстия сетки, закрывающей верхние вырезы в центральной части станины

Станины 12 возбудителя и вспомогательного генератора 6 изготовлены из стали с хорошей магнитной проницаемостью Между собой ста-

Рис 154 Двухмашинный агрегат тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2

і — вал ? 17 — капсюли подшипников 3, 16 — коллекторы 4, 14 — обмотки якорей 5 11 — сердечники якорей 6 — станина вспомогательного генератора 7 — обмотка возбуждения вспомогательного генератора 8 — вентилятор 9 — обмотка параллельная возоудителя 10 — обмотка дифференциальная 12 — станина возбудителя 13 — сердечник главного полюса возбудителя, 15 — щеткодержатель, 18 — шарикоподшипник нины стянуты болтами. Якоря 5 и 11 расположены на одном валу 1, который приводится во вращение от вала тягового генератора клино-ременной передачей. В станине 12 возбудителя установлены четыре главных полюса. Сердечники главных полюсов возбудителя и вспомогательного генератора набраны из штампованных стальных листов толщиной 2 мм, которые стянуты после опрессовки заклепками. Сердечники 13 полюсов возбудителя расщеплены по длине латунной прокладкой на две части. На сердечниках 13 намотаны катушки параллельной 9 и дифференциальной 10 обмоток. Катушка параллельной обмотки имеет 242 витка из медного провода диаметром 1,95 мм марки ПВО, а катушка дифференциальной ■- семь витков из медной шины сечением 2,63X47 мм. Все катушки соединены параллельно. Параллельная обмотка охватывает обе части полюса, а дифференциальная — только одну. Магнитные потоки параллельной и дифференциальной обмоток направлены встречно, поэтому поток под общей частью полюса определяется разностью этих потоков. Электродвижущая сила, индуктируемая результирующим потоком, суммируется ç э.д.с, индуктируемой магнитным потоком параллельной обмотки другой части полюса, и с увеличением тока генератора уменьшается Такая характеристика возбудителя обеспечивает гиперболическую внешнюю характеристику тягового генератора.

Якорь возбудителя состоит из сердечника 1/, обмотки 14 и коллектора 16 Сердечники 11 и 5 якорей набраны из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В середине сердечника 11 имеется магнитный экран из 26 латунных листов В сердечнике 11 вы-штамповано 45 пазов, в которые уложена волновая двухслойная обмотка 14 из прямоугольного изолированного провода марки ПБД сечением 1,16×6,9 мм. Обмотку удерживают в пазах гетинаксовые клинья, а лобовые части — бандажи из стальной проволоки.

Коллектор возбудителя арочного типа состоит из 135 пластин твер-дотянутой меди. Возбудитель имеет четыре щеткодержателя 15, установленных на изолированной траверсе, допускающей сдвиг щеткодержателей для установки их в нейтральное положение. В каждый щеткодержатель установлено по одной щетке марки ЭГ4 размером 12.5Х44Х Х40 мм. Нажатие на щетку должно составлять 1,0-1,1 кгс.

Вспомогательный генератор расположен в двухмашинном агрегате со стороны свободного конца вала. В его станине установлены шесть главных и шесть добавочных полюсов. Катушка параллельной обмотки 7 имеет 394 витка из провода диаметром 1,56 мм марки ПВО. Катушка добавочного полюса имеет 19 витков из голой меди сечением 0,8×30 мм, намотанной широкой плоскостью в два ряда. В листах сердечника 5 якоря выштампованы 46 пазов под обмотку якоря. В пазы уложена волновая двухслойная обмотка 4 из медного провода марки ПБД сечением 1,55X5,1 мм Обмотка укреплена в пазах проволочным бандажом из девяти витков проволоки диаметром 1,2 мм. Бандаж лобовых частей имеет 15 витков. Конструкция коллектора и щеткодержателей такая же, как и у возбудителя.

Двухмашинный агрегат тепловоза ЧМЭЗ состоит из возбудителя DT706-4 и вспомогательного генератора DT701-4 (рис. 155). Конструкция агрегата подобна конструкции двухмашинного агрегата тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 и отличается в основном размерами и обмоточными данными. Многие узлы возбудителя DT706-4 й вспомогательного генератора DT701-4 унифицированы

Возбудитель DT706-4 представляет собой четырехполюсную машину постоянного тока независимого возбуждения. В его стальной станине 15 расположены четыре главных и четыре добавочных полюса. Сердечники главных полюсов набраны из лакированных стальных листов толщиной 1 мм и стянуты пятью заклепками между крайними листами

Читайте также:  Маркировка генераторов ваз 2110 инжектор

Рис. 155. Двухмашинный агрегат тепловоза ЧМЭЗ:

1 — люк вентиляционный; 2 — уплотнение лабиринтное; 3 — подшипник роликовый; 4 — штуцер масленки; 5 — щит подшипниковый; в-устройство токосъсмное, 7, 20 — люки коллекторные; * — щеткодержатель; 9, 17 — обмотки якорей; 10 — параллельная обмотка; 11 — независимая обмотка; 1І — нротивокомпаундная обмотка главного полюса ггчбудителя. п. 16- сердечники якорей; 14 — вентичятрр, 15 — стані,на; 18

кронштейн щетко-держаїеля; 19 — коллектор; 21 — подшипник роликовый; 22-.крышка подшипника; 33 — вал толщиной 5 мм. К станине сердечник прикреплен болтами Катушка главного полюса имеет обмотку 11 независимого возбуждения (600 витков из провода диаметром 0,9 мм), параллельную обмотку 10 (300 витков из провода диаметром 1,32 мм) и противокомпаундную обмотку 12 (15 витков из прямоугольной меди сечением 2,5X4,5 мм). По высоте обмотки разделены между собой прокладками из гетинакса. Сердечник добавочного полюса выстроган из стального листа и прикреплен к станине двумя болтами. Обмотка добавочного полюса выполнена из прямоугольного изолированного медного провода сечением 4X8 мм и имеет 17 витков.

Толщина внутренних листов сердечника 13 якоря 0,5 мм, а крайних 1 мм. В листах выштампованы 47 пазов для укладки обмотки 9 якоря и восемь вентиляционных отверстий диаметром 22 мм. Пакет стянут нажимными шайбами. Обмотка якоря волновая, выполнена из изолированных медных проводников сечением 2X8 мм, стянутых в катушку лентой из стеклоткани. Изоляция паза выполнена из прессшпана и миканита. В пазах обмотка закреплена текстолитовыми клиньями, а в лобовых частях — проволочными бандажами. Токосъемное устройство 6 установлено на несущих кольцах с ходовой посадкой на втулке подшипникового щита. Каждый из четырех кронштейнов имеет два щеткодержателя со щетками размером 25X16x40 мм. Нажатие на щетки должно быть 0,8 кгс.

Вспомогательный генератор ОТ701-4 по конструкции мало отличается от возбудителя, но имеет только независимое возбуждение. Катушка главного полюса имеет 800 витков из изолированного провода диаметром 1,25 мм, а катушка добавочного полюса — 22 витка из прямоугольного изолированного провода сечением 4X7 мм. Обмотка якоря из прямоугольного изолированного провода сечением ІХ9 мм уложена в 37 пазов сердечника 16. Восемь щеткодержателей (по два на каждом кронштейне) содержат восемь щеток размером 12,5X25x32 мм. Нажатие на щетки должно быть 0,6 кгс.

Двухмашинный агрегат типа 5518/12X4 тепловоза ЧМЭ2 состоит из дифференциального возбудителя и вспомогательного генератора. Обе машины четырехполюсные, защищенного исполнения с самовентиляцией. Конструкция машин аналогична рассмотренным выше. Обмотка якоря возбудителя двухслойная волновая, уложена в 25 пазах. Бандаж обмотки якоря выполнен из стальной струны. Коллектор из 75 пластин должен иметь биение рабочей поверхности не более 0,08 мм. Регулирование возбудителя, т. е. формирование его гиперболической внешней характеристики, осуществляется по такому же принципу, как и на тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2. Обмотки возбуждения выполняются из медного провода, оплетенного стеклолентой, приклеенной к проводнику.

Вспомогательный генератор конструктивно мало отличается от возбудителя. Параллельная обмотка вспомогательного генератора получает питание через вибрационный регулятор возбуждения. Четыре щеткодержателя приклеены к ступице подшипникового щита, и в каждом из них установлены две щетки размером 8X20X30 мм. Нажатие на щетки 0 29-0,32 кгс. Катушки главных и добавочных полюсов изготовлены из медного провода со стеклотканевой изоляцией.

Па тепловозах с гидравлической передачей ТГМЗ, ТГМЗА, ТГМЗБ и ТГМ4 установлен двухмашинный агрегат тепловоза ТЭЗ. Вспомогательный генератор ВГТ-275/150 этого агрегата так же, как и на тепловозах с электрической передачей, питает электрические цепи и заряжает аккумуляторную батарею. Возбудитель ВТ275/120 использован в качестве генератора для питания электродвигателя вентилятора холодильника. При этом обмотки возбудителя — регулировочную и ограничения — тока не используют. Мощность генератора ВГТ-275/150 при 1800 об/мин составляет 13,8 кВт. Конструкция этого двухмашинного агрегата достаточно подробно описана в литературе по магистральным тепловозам ТЭЗ.

Возбудитель и вспомогательный генератор тепловоза ВМЭ1 в отличие от других тепловозов имеют не однокорпусное исполнение и представляют отдельные четырехполюсные машины постоянного тока: возбудитель типа ЕОН41И40 и вспомогательный генератор типа ЕОН41Р4. На тепловозах ВМЭ1 до № 137 был установлен вспомогательный генератор ЕОН41, а в качестве возбудителя — двухмашинный агрегат, состоящий из генератора ЗЕС85/4 и тахогенератора иЫс7,3. На тепловозах ВМЭ1 № 67 и 68 в качестве возбудителя и вспомогательного генератора были установлены две одинаковые машины типа ЕЭН41Р4С

Магнитный поток возбудителя создается тремя обмотками возбуждения: обмоткой самовозбуждения (параллельной), обмоткой независимого возбуждения и дифференциальной обмоткой. Обмотка независимого возбуждения получает питание от цепи управления, а ток в ней регулируют резистором, сопротивление которого зависит от положения рукоятки контроллера машиниста. Дифференциальная обмотка создает встречный магнитный поток и включена параллельно обмоткам добавочных полюсов и компенсационной тягового генератора. Ток в этой обмотке пропорционален току силовой цепи. С увеличением тока в силовой цепи результирующий магнитный поток возбудителя уменьшается, и наоборот. Таким образом, возбудитель обеспечивает на зажимах независимой обмотки генератора такое напряжение, при котором внешняя характеристика генератора приближается к гиперболической. Вспомогательный генератор ЕОН4Ш4 представляет собой четырехполюсную машину нормального исполнения с параллельной обмоткой возбуждения и установлен в шахте холодильника, привод — от распределительного редуктора.

Однокорпусные генераторы, выполняющие те же функции, что и описанные выше вспомогательные генераторы, установлены и на тепловозах с гидравлической передачей: на ТГМ6А — генератор КГ-12,5 (см. табл. 3), а на ТГМ1 и ТГМ23 — генератор Г-732 с реле-регулятором РРТ-32. Генератор Г-732 представляет собой четырехполюсную машину постоянного тока закрытого исполнения с параллельным возбуждением и внешним обдувом собственным вентилятором. Генератор установлен на дизеле и закреплен стяжными лентами. Привод генератора с передаточным отношением 1 : 1,75 получает вращение от вала дизеля через упругую муфту.

Источник