Меню

Водяной насос помпа состоит



Водяная помпа: принцип работы и сферы применения

Представленные на современном рынке в большом разнообразии для воды помпы практически ничем не отличаются от обычного насосного оборудования ни по конструкции, ни по функциональным возможностям. Более высокая стоимость таких устройств объясняется тем, что они, если сравнивать их с обычными насосами, характеризуется высокой производительностью и способны формировать поток воды с более мощным напором. Кроме того, водяные помпы отличаются высокой мобильностью и работают автономно, что позволяет использовать их даже в тех местах, где применение обычных насосов не представляется возможным.

По настоящему мобильными является бензиновые и дизельные помпы

Назначение, конструкция и принцип действия

Основу конструкции помп, предназначенных для перекачивания воды, составляют два элемента: непосредственно сам насос и двигатель, который приводит его в действие. Если раньше помпы для воды выпускались исключительно в ручном исполнении, то сейчас они оснащаются приводными двигателями, работающими на газе, бензине, дизельном топливе и электричестве.

Благодаря своим техническим и эксплуатационным характеристикам водяные помпы обладают широкими функциональными возможностями, что позволяет успешно использовать такое оборудование для решения различных хозяйственных и бытовых задач:

  • осушения искусственных и естественных водоемов;
  • откачивания воды из затопленных погребов и подвальных помещений, строительных котлованов и траншей;
  • осушения заболоченных участков, а также участков, на которых вода скопилась в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега;
  • ликвидации последствий наводнений и паводковых ситуаций;
  • устранения последствий аварий в системах водоснабжения и канализации;
  • обеспечения функционирования систем полива и орошения;
  • тушения пожаров;
  • откачивания жидкой среды из выгребных ям, септиков и резервуаров очистных сооружений;
  • перекачивания воды из различных резервуаров и их наполнения.

Устройство водяной помпы на основе двигателя внутреннего сгорания

Водяные помпы оснащаются преимущественно центробежными насосами, принцип работы которых заключается в следующем.

  • Вода, попадающая во внутреннюю камеру такого устройства через его входной патрубок, захватывается лопатками вращающегося рабочего колеса, которое приводится в движение при помощи приводного двигателя.
  • Центробежная сила отбрасывает перемещаемую воду к стенкам рабочей камеры и увеличивает давление жидкости.
  • Под воздействием давления вода выталкивается из внутренней камеры насоса через его напорный патрубок.
  • В результате в центральной части внутренней камеры создается разрежение воздуха, что способствует всасыванию новой порции перекачиваемой воды.

Принцип работы вертикального центробежного насоса

Поскольку вращение рабочего колеса центробежного насоса происходит с постоянной скоростью, процесс перекачивания воды через его внутреннюю камеру протекает в постоянном режиме, без пульсаций, что является одним из наиболее значимых достоинств устройств данного типа.

Основные виды

Помпы для перекачивания воды классифицируются по различным параметрам. В зависимости от того, какого типа двигатель приводит в действие насос, помпы могут быть:

Наиболее распространенными видами водяных помп, которые отличаются простотой эксплуатации и доступной стоимостью, являются устройства, оснащаемые электродвигателем. Для их работы необходимо наличие электрической сети с напряжением 220 В.

Водяная помпа с электродвигателем справится с откачкой незначительного объема воды из подвала

Водяные помпы, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, являются полностью автономными, для их функционирования не требуется наличия электрической сети. Благодаря этому использовать такое насосное оборудование можно в любом месте, где в этом возникает необходимость. К достоинствам бензиновых и дизельных помповых устройств также следует отнести:

  • высокую производительность;
  • высокое значение создаваемого напора воды;
  • простоту технического обслуживания и ремонта;
  • возможность работать практически в беспрерывном режиме за счет охлаждения рабочих узлов потоком перекачиваемой воды;
  • быстрый запуск даже в условиях минусовых температур.

Габариты бензиновой или дизельной помпы зависят от её мощности и производительности

Из недостатков бензиновых и дизельных помп для воды, если сравнивать их с электрическими устройствами, следует отметить большие габариты и вес, а также значительный шум при работе.

Ручные помпы для воды, приводимые в действие приложением физических усилий пользователя, сегодня также достаточно активно используются собственниками дач и частных домов, не подключенных к сети центрального электроснабжения. Такие устройства производятся в различном конструктивном исполнении и могут быть применены лишь в тех случаях, когда глубина подземного источника, из которого необходимо откачать воду, не слишком значительна.

Основные разновидности ручных помп для воды

Сегодня производители предлагают несколько типов ручных помп:

  1. поршневые, работающие по принципу хорошо знакомой всем колонки;
  2. штанговые, которые способны откачивать воду с глубины, доходящей до 30 метров;
  3. крыльчатые, функционирующие по принципу центробежного насоса;
  4. мембранные (или диафрагменные);
  5. роторные.
Читайте также:  Насос neoclima dp 400 cf

Принцип действия ручной помпы поршневого типа

По расположению водяной помпы по отношению к перекачиваемой воде выделяют поверхностные и погружные устройства. Первые, как следует из их названия, располагаются на поверхности земли, в непосредственной близости от водного источника, а в перекачиваемую жидкость погружается всасывающий шланг, верхний конец которого подсоединяется к всасывающему патрубку устройства. По удобству эксплуатации и технического обслуживания поверхностные модели являются более предпочтительным вариантом, но они не могут откачивать воду из подземных источников значительной глубины.

Погружная помпа для воды в процессе эксплуатации располагается в толще перекачиваемой жидкой среды, которая поднимается на поверхность по заборной трубе или шлангу. Поскольку насосы погружного типа работают не по всасывающему, а по напорному принципу, их можно использовать для откачивания жидкой среды из подземных источников даже очень значительной глубины (100 м и более).

Погружная помпа может использоваться для откачивания воды из колодцев, цистерн или котлованов

На различные типы помпы водяные насосы делятся также в зависимости от типа и степени загрязненности жидкой среды, которую они могут перекачивать.

  • Водяные помпы для перекачивания чистой и слабозагрязненной воды без ущерба для своего технического состояния могут работать с жидкостью, в составе которой содержатся частицы твердых включений с размером не больше 0,5–0,8 мм.
  • Помпы, предназначенные для перекачивания жидких сред, характеризующихся средней степенью загрязненности, отличаются высокой производительностью и способностью формировать поток жидкости с мощным напором. Применять их можно в тех случаях, когда размер частиц твердых включений, содержащихся в составе перекачиваемой воды, не превышает 1,5 см. К таким высоконапорным устройствам относятся пожарные мотопомпы, используемые не только для тушения пожаров, но и для решения различных бытовых и хозяйственных задач, связанных с необходимостью откачивания воды и ее дальнейшей транспортировки по напорному шлангу или рукаву на значительные расстояния.
  • Помпы для воды, характеризующейся сильной степенью загрязнения, применяются для перекачивания жидких сред, содержащих в своем составе твердые частицы, размер которых доходит до 2,5 см. Насосное оборудование данного типа отличается высокой производительностью и способно создавать напор потока жидкой среды, значение которого доходит до 35 метров водяного столба.
  • Насосное оборудование фекального типа специально предназначено для перекачивания канализационных сточных вод, в составе которых содержатся крупные и волокнистые нерастворимые включения. Конструкция таких насосов дополнена специальным устройством, в функции которого входит измельчение нерастворимых твердых и волокнистых включений, содержащихся в перекачиваемой жидкой среде.

Рекомендации по выбору

Для правильного выбора насосного оборудования недостаточно ориентироваться на водяных насосов типа помпа фото или на видеорекламу, в таких случаях необходимо обращать внимание на целый ряд перечисленных ниже технических параметров.

  • Производительность оборудования указывает на то, какое количество жидкой среды водяная помпа способна перекачать в единицу времени. Прежде чем выбрать насос по данному параметру, следует рассчитать общую потребность в воде, которую должен обеспечивать насос соответствующей производительности.
  • Важен также напор потока жидкой среды, который способен сформировать насос. Выбирая модель водяной помпы по значению создаваемого ей напора, необходимо сначала определить глубину подземного источника, из которого необходимо откачивать воду, а также рассчитать общую длину горизонтального участка трубопровода, по которому жидкая среда должна транспортироваться до точек водозабора. Кроме того, если вода после ее откачивания из подземного источника должна перемещаться по трубам или шлангу не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном, то высоту подъема также надо учесть в расчетах.
  • Если выбирается помпа для воды бензинового или дизельного типа, то следует учитывать такой параметр, как расход топлива приводным двигателем, что напрямую влияет на экономичность эксплуатации устройства.

При выборе помповых насосных устройств предпочтение лучше отдавать продукции авторитетных компаний, уделяющих серьезное внимание надежности, функциональности, удобству использования и длительности эксплуатационного срока производимого оборудования.

При выборе помпы следует обратить внимание на комплектацию оборудования

Помпы для розлива питьевой воды

К отдельной категории помповых устройств относятся механические или электрические приспособления, специально предназначенные для розлива питьевой воды из пластиковых бутылей большой емкости. Такие устройства можно встретить во многих офисах или в общественных учреждениях с большим количеством посетителей. С такими же целями используются кулеры, но они, в отличие от помп, которые только перекачивают воду из емкости, дополнительно фильтруют и охлаждают ее.

Самая простая помпа для розлива бутилированной воды – это ручной насос. приводимый в действие ладонью

Читайте также:  Второй насос в отопление с газовым котлом

Сегодня производители предлагают два вида помп, используемых для розлива питьевой воды: механические и электрические. Естественно, более удобными в использовании являются электрические помпы, которые приводятся в действие и отключаются простым нажатием на кнопку. Работать помпы электрического типа могут от специального блока питания, подключаемого к стандартной электросети, либо от аккумуляторной батареи с напряжением 12 В.

Для того чтобы привести в действие помпу для питьевой воды механического типа, необходимо нажать на верхнюю часть корпуса такого приспособления. В отличие от электрических, механические помпы выдают воду не непрерывным потоком, а порциями – при каждом нажатии.

Источник

Насос водяной: железное сердце системы охлаждения

В любом двигателе есть система охлаждения, причем в большинстве случаев — жидкостного типа. В такой системе очень важно обеспечить непрерывную циркуляцию жидкости, данная задача решается водяным насосом (помпой). Об этом агрегате, его функциях, устройстве, работе, ТО и неисправностях читайте в статье.

Назначение водяного насоса (помпы) и его роль в двигателе

Для работы двигателя внутреннего сгорания важно поддерживать оптимальный температурный режим, при котором все узлы и агрегаты функционируют с наибольшей эффективностью. Для современных силовых агрегатов эта температура лежит в районе 80-90°C (более высокая температура наблюдается только в камерах сгорания). Для этого в моторе предусмотрена система охлаждения, причем наиболее часто используется система с жидким теплоносителем.

Для жидкостной системы охлаждения необходимо обеспечить постоянную циркуляцию рабочей жидкости по рубашке охлаждения двигателя, а также между рубашкой и радиатором, отводящим излишки тепла в атмосферу. Эта задача решается с помощью специального водяного (а точнее — жидкостного, так как вода давно вытеснена антифризами) насоса, или помпы.

Жидкостный насос решает одну ключевую задачу — обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости с самого момента запуска и до полной остановки силового агрегата. Некоторые насосы также используются и для привода вентилятора охлаждения радиатора. В любом случае именно насос выступает одним из основных компонентов системы охлаждения, без которого нормальное функционирование мотора просто невозможно.

Типы и разновидности водяных насосов

В настоящее время на ДВС применяется только один тип насоса — центробежный, в нем для нагнетания воды используется быстро вращающаяся крыльчатка. При этом насосы делятся на несколько видов по конструкции корпуса и способу установки на силовой агрегат, по типу привода и наличию/отсутствию привода вентилятора.

По конструкции насосы бывают:

  • Автономные — такие насосы выполнены в виде отдельного агрегата, который посредством патрубков соединяется с водяной рубашкой двигателя и радиатором;
  • Интегрированные в двигатель — насосы такого типа выполнены в виде агрегата с открытой крыльчаткой, который устанавливается непосредственно на двигатель (крыльчатка при этом располагается в специальной полости водяной рубашки), а соединение с радиатором осуществляется патрубком.

Насосы первого типа сегодня применяются, преимущественно, на дизельных двигателях для тракторов и грузовых автомобилей, основную же массу составляют насосы второго типа — они более просты, надежны и обладают лучшими характеристиками.

По типу привода насосы делятся на две группы:

  • С клиноременным приводом от коленчатого вала двигателя;
  • С приводом от зубчатого ремня ГРМ.

Эти насосы, соответственно, оснащаются клиновым шкивом (под обычным клиновый или современный поликлиновый ремень) или зубчатым колесом.

По наличию/отсутствию привода вентилятора все просто — есть насосы, которые только качают воду, а есть насосы, одновременно обеспечивающие вращение крыльчатки вентилятора. Первый типа насосов используется на двигателях с электрическим приводом вентилятора. Однако второй тип насосов позволяет обеспечить вращение вентилятора без использования дополнительных электродвигателей или сложных приводов.

При этом насосы с приводом вентилятора делятся на две группы:

  • Под установку вязкостной муфты (вискомуфты);
  • Под установку электромагнитной фрикционной муфты.

В первом случае крыльчатка вентилятора устанавливается на вал насоса через вязкостную муфту, которая включает и выключает вентилятор при достижении определенной температуры, причем температура отслеживается специальным составом внутри муфты. При этом вискомуфта не требует никаких дополнительных деталей. Во втором случае применяется электромагнитная муфта, которая требует электрического подключения к блоку управления.

Но независимо от типа, все насосы имеют принципиально одинаковое устройство и принцип действия.

Устройство и конструктивные особенности водяных насосов

Наиболее просто устроен насос с открытой крыльчаткой. Его основу составляет литой корпус, в котором выполнена полость под крыльчатку, один или два отводящих канала, а также патрубок для соединения с радиатором. Крыльчатка устанавливается в корпусе на валу через один подшипник и самоподжимной сальник, который предотвращает попадание рабочей жидкости на подшипник. С внешней стороны на валу устанавливается ступица под шкив или зубчатое колесо, а также под крыльчатку вентилятора.

Читайте также:  Обратный клапан для насоса родничок

Наиболее ответственная часть насоса — крыльчатка. Она может иметь различную конструкцию:

  • Диск с перпендикулярными плоскими лопатками, имеющими радиальную ориентацию;
  • Диск с лопатками сложного профиля (спиралеобразные), расположенными под рациональными углами;
  • Колесо с лопатками того или иного профиля, зажатыми между двумя дисками.

Наиболее просты по конструкции дисковые крыльчатки с плоскими лопатками, однако они обладают наименьшей производительностью и малоэффективны. Наилучшим образом работают крыльчатки с лопатками особого профиля, обладающие высоким КПД, но и более высокой стоимостью.

Описанные насосы монтируются непосредственно на двигатель, для чего в его передней части предусмотрено окно и привалочная поверхность. При установке корпус насоса герметизирует водяную рубашку двигателя, а крыльчатка оказывается погруженной в охлаждающую жидкость. Для герметизации обязательно применяется прокладка.

Автономные насосы устроены аналогичным образом, однако их крыльчатка закрывается крышкой, которая вместе с корпусом образует полость с патрубками. Насос тоже монтируется на двигатель, но располагается на специальном кронштейне, а подача и отвод охлаждающей жидкости осуществляется через патрубки.

Работает насос центробежного типа довольно просто. Охлаждающая жидкость поступает к центру вращающейся крыльчатки, где захватывается лопастями и за счет центробежных сил отбрасывается на периферию, приобретая высокую скорость, что равносильно повышению давления. На периферии крыльчатки расположен один или два отводящих канала, через который жидкость под давлением поступает в водяную рубашку двигателя. Таким образом осуществляется постоянная циркуляция жидкости по системе.

Типичные неисправности водяных насосов, их причины и способы устранения

Для всех водяных насосов характерны четыре типа неисправностей.

Утечка охлаждающей жидкости. Обычно возникает вследствие разрушения прокладки, при появлении трещин в корпусе насоса или из-за поломки самоподжимного сальника. Наиболее просто решается проблема с прокладкой — ее достаточно заменить на новую. Также замене подлежит и сальник, но далеко не во всех моделях насосов (в ряде насосов имеется дренажное отверстие, утечка жидкости из которого говорит об износе сальника и необходимости замены насоса). А любые трещины, сколы или деформации корпуса требуют полной замены насоса.

Износ подшипника водяного насоса. Эта неисправность проявляется повышением шума во время работы насоса, также может возникать запах смазки, одновременно ухудшается и работа насоса. На некоторых насосах можно произвести замену вала в сборе с подшипником, однако чаще всего бывает проще заменить насос в сборе.

Деформирование или поломка крыльчатки. К неисправностям относятся поломка и деформация лопаток, чрезмерная коррозия и значительные отложения. Проблема проявляется перегревом двигателя, в ряде случаев в насосе возникает шум. Крыльчатку можно заменить, но многие модели насосов проще заменить в сборе.

Износ приводного ремня. Это проблема не только насоса, но также и других агрегатов — генератора или ГРМ. Износ проявляется характерным свистом, в случае клиноременной передачи — ухудшается работа насоса, в случае зубчатого ремня — могут возникать проблемы с ГРМ и работой двигателя в целом. Проблема решается заменой ремня.

Любая неисправность водяного насоса должны быть как можно скорее устранена, так как вскоре насос может совсем встать и сделать невозможной работу двигателя.

Общие рекомендации по техническому обслуживанию помп

Обслуживание водяного насоса как таковое не производится, однако необходимо помнить о следующих вещах:

  • Очень важно использовать качественный и рекомендуемый производителем двигателя антифриз, в противном случае ресурс насоса значительно сокращается;
  • Ресурс помпы ограничен, и ее требуется регулярно менять, периодичность замены может составлять 60-90 тысяч и более км пробега;
  • При обслуживании системы охлаждения рекомендуется производить ее промывку специальными средствами, что обеспечивает удаление отложений и коррозии с крыльчатки и внутренних стенок корпуса насоса;
  • Периодически рекомендуется снимать насос, производить его дефектовку, ремонт или замену.

При снятии насоса обращают внимание на состояние крыльчатки (не должно быть сколов, трещин и деформаций), сальника (по дренажному отверстию, по наличию утечек) и подшипника (по продольному люфту). При выявлении неисправностей принимается решение о ремонте или полной замене помпы.

При соблюдении рекомендаций производителя, регулярном обслуживании и своевременном ремонте насос будет работать качественно и надежно, обеспечивая бесперебойное функционирование мотора.

Источник