Меню

Техническое обслуживание генератора аккумуляторной батареи



Техническое обслуживание генератора аккумуляторной батареи

Свинцовая аккумуляторная батарея. Срок службы аккумуляторной батареи определяется режимом ее работы и уходом за ней в процессе эксплуатации. Большое влияние на срок службы батареи оказывает также режим подзарядки ее на автомобиле и чистота применяемых материалов (сепараторов, дистиллированной воды, кислоты).

Для предотвращения сульфатации пластин и самозарядки батарею необходимо держать постоянно заряженной и чистой, поддерживать нормальный уровень и плотность электролита в банках элементов. Один раз в месяц батарею следует подзаряжать на зарядной станции и периодически подвергать контрольно-тренировочному циклу.

Для предотвращения коробления пластин, высыпания активной массы и порчи банок батарею необходимо плотно закреплять в гнезде, не допускать в течение продолжительного времени большой величины разрядного тока, контролировать величину зарядного тока при работе, а в зимнее время утеплять.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Неправильная регулировка реле-регулятора, которая вызывает систематическую перезарядку батареи, приводит к преждевременному разрушению активной массы положительных пластин и выходу аккумулятора из строя.

При техническом обслуживании автомобиля проверяют плотность соединения клемм батареи с проводами, очищают наружную поверхность батарей и вентиляционные отверстия в пробках, проверяют уровень электролита в элементах и степень за-ряженности элементов. Уровень электролита должен быть выше пластин на 12 – 15 мм. При пониженном уровне в элементы доливают дистиллированную воду.

При составлении электролита необходимо применять чистую дистиллированную воду и аккумуляторную серную кислоту ( ГОСТ 667—53), так как наличие примесей в электролите вызывает усиленную саморазрядку элементов, сульфатацию пластин и разрушение решеток.

Степень заряженности аккумуляторной батареи определяется плотностью электролита или нагрузочной вилкой прибора НИИАТ ЛЭ-2 или ЛЭ-3. Плотность электролита проверяют кислотомером (ареометром), приведя показания его к температуре 15 °С. При разрядке батареи более 50% летом и более 25% зимой ее необходимо снимать с автомобиля и отправлять на зарядку в аккумуляторный цех.

Необходимо один раз в год провести контрольно-тренировочный цикл, а при переходе на зимнюю эксплуатацию — утеплить батарею.

Не реже одного раза в два года производится смена электролита (независимо от времени работы, если содержание карбонатов в электролите превышает 70 г/л). После смены электролита аккумулятор подвергается контрольно-тренировочному циклу. Контрольно-тренировочный цикл обеспечивает удаление кристаллов сульфата свинца с поверхности пластин аккумулятора и полную зарядку батареи.

Порядок проведения контрольно-тренировочного цикла следующий:
1) доводят плотность электролита и его уровень до нормы;
2) заряжают батарею силой тока нормального значения;
3) аккумуляторную батарею разряжают силой тока 10-часового режима до тех пор, пока на одном из элементов напряжение снизится до 1,2 в;
4) определяют емкость батареи с учетом температуры электролита.

Если емкость батареи не ниже 80% от номинальной, ее вновь заряжают и сдают в эксплуатацию или на хранение. Если же

Контрольно-тренировочному циклу подвергаются также батареи, которые хранились с электролитом более 6 месяцев, и батареи, подлежащие длительному хранению.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специально оборудованных помещениях.

Для получения постоянного тока при зарядке аккумуляторных батарей применяются:
1) генераторы постоянного тока, которые приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания или от электродвигателя переменного тока (электродвигатели-генераторы);
2) выпрямительные устройства, преобразующие переменный ток в постоянный.

В качестве выпрямительных устройств применяются ртутные, газотронные, сульфидные, германиевые, купроксные и селеновые выпрямители. В автохозяйствах наиболее распространены селеновые выпрямители ВСА -ЗМ, ВСА -6М, ВСА -111 и другие, которые просты по конструкции и надежны в работе. Стационарные аккумуляторные зарядные станции должны отвечать действующим правилам устройства электроустановок.

На рис. 76 показан общий вид и схема селенового выпрямителя ВСА -ЗМ. Более совершенными устройствами для подзарядки батарей малыми токами являются подзарядные блоки БЭА 9814—02ВО. Блок преобразует переменный ток напряжением 220 в в постоянный ток напряжением 26,5 в и обеспечивает автоматическую стабилизацию напряжения выпрямленного тока с точностью ±0,5 в при изменении напряжения сети от 180 до 220 в и тока нагрузки от 0 до 12 а.

Существуют два основных способа зарядки аккумуляторных батарей: 1) при постоянной величине тока; 2) при постоянном напряжении.

Чтобы зарядить батареи при постоянной величине тока, необходимо соединить их последовательно группами к зарядной сети через групповые нагрузочные реостаты (рис. 77, а).

Группы выбирают так, чтобы все батареи имели одинаковую емкость, иначе величину зарядного тока необходимо будет устанавливать по батарее с наименьшей емкостью, что замедлит зарядку батарей большей емкости.

Зарядка при постоянной величине тока применяется для новых и бывших в эксплуатации батарей, а также для исправ-ления сульфатированных батарей. Недостаток этого способа — значительная продолжительность зарядки и необходимость через каждый час контролировать величину тока.

Чтобы зарядить батареи при постоянном напряжении, необходимо в одну группу подобрать батареи, имеющие одинаковые напряжения, независимо от их емкости и степени заряженности (рис. 2, б). Этот способ зарядки применяется только для батарей, бывших в эксплуатации. Положительным свойством его является быстрая зарядка батарей.

Конец зарядки батареи определяется по напряжению элементов, по плотности электролита или по интенсивности выделения газов из него.

Генератор. При техническом обслуживании автомобиля производится очистка, проверка состояния и крепления генератора на двигателе. Необходимо обращать внимание на надежность крепления проводов, соединяющих генератор с реле-регулятором, аккумуляторной батареей и «массой». Проверяют состояние коллектора и щеток генератора, производят очистку коллектора, притирку щеток к коллектору, смазку подшипников генератора.

Читайте также:  Ремень генератора интервал замены

Щетки должны прижиматься к коллектору с усилием 1350— 1500 Г и прилегать к нему всей своей поверхностью. Давление щеток на коллектор проверяется ручным динамометром. Подшипники якоря генератора смазывают маслом, которое применяется для смазки двигателя (по 8—10 капель в масленку при ТО-2).

Хорошо заряженная аккумуляторная батарея и небольшая величина зарядного тока (показание амперметра) свидетельствуют об исправном состоянии генератора и реле-регулятора. Если отсутствует ток зарядки или величина тока чрезмерно большая, то необходимо проверить работу генератора и реле-регулятора.

Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автомобиле, имея точный вольтметр и амперметр. Для проверки работы реле обратного тока необходимо дать двигателю поработать 15—20 мин, а затем включить вольтметр по схеме, показанной на рис. 3 (отрицательный провод вольтметра соединяют с клеммой Я реле-регулятора, а положительный — с «массой»). При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя определяют ток включения контактов реле, а при снижении оборотов — величину тока размыкания контактов. Напряжение и величина тока должны соответствовать техническим данным.

Для регулировки реле обратного тока необходимо:
а) установить требуемую величину воздушного зазора;
б) проверить чистоту контактов и отрегулировать зазор между ними;
в) уточнить регулировку изменением натяжения пружины якоря.

Дня проверки работы регулятора напряжения необходимо включить вольтметр по схеме. При числе оборотов НИИАТ модели Э-5. Этот прибор позволяет проверить:
1) генератор постоянного тока (мощностью до 500 вт) в режиме двигателя — при номинальной нагрузке и на холостом ходу;
2) реле-регулятор и отрегулировать его;
3) работу стартера (мощностью до 2 л. с.) в режиме торможения и по величине потребляемого тока;
4) состояние аккумуляторной батареи без нагрузки и под нагрузкой стартером;
5) состояние приборов зажигания (чистоту контактов прерывателя и угол замкнутого состояния, бесперебойность искрообразования, изоляцию конденсатора);
6) состояние элементов и цепей низкого напряжения.

Источник

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

При ТО — 1 проверяют крепление батарей и подтягивают гайки прижимного устройства, удаляют окись с выводов батареи и наконечников проводов, протирают насухо поверхность батарей и убеждаются в отсутствии трещин и подтекании электролита, выворачивают пробки и прочищают вентиляционные отверстия, проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе и при надобности доливают дистилированную воду.

При ТО — 2 проверяют степень заряженности аккумуляторов по плотности электролита. Батареи, разряженные летом на 50%, а зимой на 25% и более, подлежат отправке на зарядную станцию.

Для контроля за состоянием батареи пользуются нагрузочной вилкой, мерной трубкой, ареометром (рис. 67).

Рис. 67. Определение технического состояния аккумуляторной батареи: а — определение плотности электролита с помощью ареометра; б -замер напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой; в — проверка уровня электролита трубой; 1 — трубка; 2 — стеклянный цилиндр: 3 — резиновая груша: 4 — поплавок: 5 — шкала поплавка: 6 — вольтметр: 7 — защитный кожух нагрузочной вилки.

Ареометром определяют плотность электролита, по плотности судят о степени разряженности аккумуляторных батарей. Понижение плотности на 0,01 г/см против нормы соответствует разряду аккумулятора на 6%.

Нагрузочной вилкой измеряют напряжение аккумулятора под наг­рузкой, примерно равной стартерному режиму, Если напряжение в ак­кумуляторе менее 2в, то в нем имеется замыкание пластин, Если в течении 5 сек. напряжение, показываемое нагрузочной вилкой, остается постоянным, такой аккумулятор считается, исправным.

Мерной трубкой определяют уровень электролита в аккумуляторе, который должен быть на 10. 15мм выше предохранительного щитка или на уровне нижнего торца тубуса горловины.

Для восстановления уровня электролита в аккумуляторе заливают только дистиллированную воду, электролит можно доливать в том случае, если есть явные признаки его утечки.

При приведении в рабочее состояние новых сухо заряженных бата­рей в них доливают приготовленный, электролит, до нормального уровня и не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после заливки проверяют его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем па 0,03г/см по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзарядки, Если плотность понизится более чем на 0,03 г/см , то батарею следует зарядить.

Заряд аккумуляторных батарей ведется током, равным 0,1 от его номинальной, емкости (для батареи 6СТ-190ТР — ток 19А) до обильного выделения газа во всех аккумуляторах и до стабильного напряжения и плотности в течении 2ч. При зарядке батареи температура не должна повышаться более 45° С. По окончании заряда корректировку плотности проводят дистиллированной водой или серной кислотой плотностью — 1,4 г\см 3 После корректировки плотности, продолжают заряд в течения 30 минут для полного перемешивания электролита.

При работе с электролитом следует соблюдать меры безопасности. для приготовления электролита используют термостойкую посуду (стеклянную, керамическую, эбонитовую). Кислоту заливают тонкой струйкой в воду. Попадание кислоты на кожу вызывает сильные ожоги и разрушает одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.

Источник

Диагностирование и ТО генератора и стартера автомобиля

1. Генератор

1.1. Неисправности генератора

Генератор относится к составляющим энергообеспечения. Перечислим наиболее часто встречающиеся неисправности генератора и их основные причины.

Контрольная лампа горит после пуска двигателя, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы, после нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальнее напряжение. Основная причина: генератор не возбуждается на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов в монтажном блоке.

Читайте также:  В щетки генератора попала вода

Контрольная лампа горит при работе двигателя, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Основные причины:

  • проскальзывание ремня привода генератора;
  • обрыв или короткое замыкание в диодах питания обмотки возбуждения;
  • повреждение регулятора напряжения; обрыв в одном или нескольких вентилях генератора, короткое замыкание в отрицательных вентилях;
  • обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»;
  • замыкание на «массу» выводов обмотки возбуждения генератора.

Контрольная лампа не горит при работе двигателя, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Основные причины:

  • отсутствие контакта между выводами регулятора напряжения и щеток;
  • износ или зависание щеток;
  • окисление контактных колец;
  • повреждение регулятора напряжения;
  • короткое замыкание в положительных вентилях;
  • отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец.

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы при работе двигателя. Основная причина: поврежден регулятор напряжения.

Повышенная шумность при работе генератора. Основные причины:

  • ослабление гайки шкива генератора;
  • повреждение подшипников генератора;
  • межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора (шум генератора);
  • замыкание в одном из вентилей генератора.

1.2. Диагностирование генератора, реле-регулятора и конденсатора

Генератор можно диагностировать мотор-тестером (без снятия генератора с автомобиля), на специальном стенде (со снятием генератора с автомобиля), а также с помощью простейших контрольных средств — тестера и контрольной лампочки.

Диагностирование генератора мотор-тестером производится при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу по осциллограммам, позволяющим определить: состояние исправного генератора (рис. 1, а); обрыв фазной обмотки (рис. 1, б); межвитковое замыкание фазной обмотки (рис. 1, в); обрыв в цепи обмотки возбуждения (рис. 1, г).

На мотор-тестерах проверяются также: напряжение, развиваемое генератором на различных частотах вращения, пульсации напряжения (рис. 2); сила тока, вырабатываемого генератором. Проверки производятся как при включенных, так и при выключенных потребителях электроэнергии. Если измеренные величины не соответствуют требуемым значениям, они высвечиваются красным цветом.

Рис. 1. Вид осциллограмм выходного напряжения исправного генератора (а) и при его неисправностях (б–г)

Более простые способы, которыми можно проверить генератор и реле-регулятор с помощью тестера или контрольной лампочки: проверка обмоток на замыкание; проверка сопротивления на обмотках, пропускания тока в обоих направлениях (при проверке вентилей), напряжения, ограничиваемого реле-регулятором.

Рис. 2. Информация о работе генератора на экране дисплея мотор-тестера

Исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1…10 Ом). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна сначала отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться к нулю.

При эксплуатации и обслуживании генераторной установки переменного тока в целях предупреждения выхода генератора из строя необходимо соблюдать следующие меры предосторожности.

  1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а положительный — подключаться через клемму контактного болта стартера к выводу клеммы «30» («+») генератора. Ошибочное обратное подключение полюсов батареи немедленно вызовет прохождение через выпрямитель генератора тока повышенной силы, при этом генератор может выйти из строя.
  2. При работающем генераторе не допускаются: отсоединение от выводов клемм «30» («+») проводов потребителей; отключение аккумуляторной батареи от сети электрооборудования. Это вызовет резкое повышение напряжения, приводящее к пробою выпрямительного блока и повреждению регулятора напряжения.
  3. Не следует в процессе эксплуатации проверять цепи электрооборудования мегомметром или лампой, питаемой напряжением 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоединяют провода от генератора и регулятора напряжения.
  4. Проверять работоспособность генератора можно только с помощью контрольно-измерительных приборов — вольтметра и амперметра.
  5. Проверять прочность изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде с обязательным отключением выпрямительного блока от выводов фазных обмоток.
  6. При проведении электросварочных работ на автомобиле следует отсоединить провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.
  7. Вентили выпрямительного блока генератора ни в коем случае не должны проверяться в схеме переменного тока напряжением 110 или 220 В и выше (даже при наличии сигнальной неоновой лампы) и не должны проверяться мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение (вентиль при проверке будет пробит — произойдет короткое замыкание).

1.3. ТО генератора

В ТО‑1, ТО‑2 внешним осмотром проверяются:

  • состояние электропроводки (крепление пучков проводов, отсутствие их провисания и потертостей);
  • состояние и надежность крепления штекерных соединений;
  • затяжка гаек на силовых выводах генератора и стартера;
  • натяжение ремня привода генератора.

После каждых 60 тыс. км пробега при ТО-2 следует также продуть генератор сжатым воздухом для удаления пыли. Кроме того, при необходимости: проверить состояние щеточного узла, перемещение щеток в гнездах щеткодержателя (оно должно быть свободным, без заеданий), высоту щеток; подтянуть стяжные винты генератора и гайку крепления шкива.

2. ТО и диагностирование стартера

2.1. Общие положения

Стартер относится к системе энергопотребления. При пуске двигателя стартер должен преодолеть сопротивление вращению коленчатого вала и сообщить ему пусковую угловую скорость. Величина сопротивления вращению коленчатого вала зависит от литража двигателя, числа цилиндров, степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала.

Пусковая частота вращения зависит от способа смесеобразования и скоростной характеристики системы зажигания в бензиновых двигателях.

Читайте также:  Рено логан ремень генератора с гур 2012

Для того чтобы провернуть коленчатый вал, необходим пусковой момент Mпуск для преодоления момента сопротивления Мсопр, который представляет сумму момента сил трения Мтр, момента от сжатия воздуха в цилиндре двигателя Мсж и момента сил трения вспомогательных механизмов Мвс, приводимых в движение двигателем, т.е.

Момент сил трения зависит от числа цилиндров двигателя, литража и степени сжатия, температуры и кинематической вязкости масла: при температуре 0…5 °С он составляет примерно 60 % пускового момента, при температуре -12…-15 °С — достигает 80…90 %. При пуске холодного двигателя момент сопротивления может превысить в 2 раза рабочий момент и в 8–9 раз момент, необходимый для пуска прогретого двигателя.

Момент, необходимый для привода вспомогательных механизмов, зависит от типа двигателя (бензиновый или дизельный), поскольку для привода топливной аппаратуры дизеля требуются большие усилия.

Мощность стартера Pст, необходимая для пуска двигателя:

где nпуск — пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя; Мпуск — пусковой момент двигателя, равный kVh (k — опытный коэффициент, зависящий от числа цилиндров и степени сжатия двигателя; Vh — литраж двигателя); ηп — КПД зубчатой передачи механизма привода.

Коэффициент k для четырехцилиндровых двигателей равен 3,5, а для шести- и восьмицилиндровых соответственно 4,0 и 4,2; для дизелей k = 5…9.

2.2. Неисправности стартера

К наиболее часто встречающимся неисправностям можно отнести следующие.

При включении стартера тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается. Основные причины:

  • неисправность или полное разряжение аккумуляторной батареи;
  • сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов;
  • слабая затяжка наконечников; отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартера или выключателя зажигания;
  • межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание ее на «массу»;
  • неисправность контактной части выключателя зажигания; заедание якоря тягового реле.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Основные причины:

  • разряжение аккумуляторной батареи;
  • окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников соединительных проводов;
  • ослабление затяжки крепления наконечников проводов;
  • окисление контактных болтов тягового реле стартера;
  • окисление наконечников проводов и ослабление их крепления на контактных болтах тягового реле стартера;
  • подгорание коллектора;
  • зависание щеток или их большой износ;
  • обрыв в обмотке статора или якоря;
  • замыкание между пластинами коллектора, межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыкание их на «массу»;
  • замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу».

При включении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя не прокручивается. Основные причины:

  • пробуксовка муфты свободного хода;
  • поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
  • поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
  • заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.

Повышенный шум стартера при вращении якоря. Основные причины:

  • чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря;
  • ослабление крепления стартера;
  • поломка крышки со стороны привода;
  • ослабление крепления полюса в корпусе стартера (якорь задевает при вращении за полюс);
  • повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя.

Стартер не отключается после пуска двигателя. Основные причины:

  • заедание рычага привода;
  • заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактов тягового реле;
  • ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода либо тягового реле стартера;
  • заедание якоря тягового реле;
  • неисправность контактной части выключателя;
  • поломка возвратной пружины выключателя зажигания.

2.3. Общая проверка стартера

Проверка стартера может производиться с помощью мотор-тестера. Для этого необходимо: заблокировать двигатель с целью предотвращения пуска (например, отсоединить электропитание от запорного электромагнитного клапана ТНВД); присоединить датчик тока на провод, соединяющий аккумуляторную батарею (АКБ) со стартером, включить стартер на 3…5 с, измерить ток и напряжение пуска и частоту вращения при пуске.

Пусковая частота вращения (Nмах) должна находиться в пределах 200…350 об/мин. Ток пуска должен соответствовать паспортному значению. Повышенный ток пуска свидетельствует о неисправности стартера.

Проверка эффективности работы стартера на контрольно-испытательном стенде для проверки электрооборудования автомобиля производится в режиме холостого хода и под нагрузкой в режиме полного торможения. Перед проверкой необходимо убедиться в отсутствии замыканий в обмотках стартера и проверить тяговое реле его включения.

На холостом ходу измеряют силу тока и частоту вращения якоря стартера, а в режиме полного торможения — величину потребляемой мощности при заданных значениях силы тока и напряжения.

Увеличение силы потребляемого тока с уменьшением указанного значения тормозного момента свидетельствует о неисправности в обмотках якоря или возбуждения. Падение тормозного момента и силы потребляемого тока ниже номинальных значений происходит из-за нарушения контактов во внутренних соединениях стартера или ослабления усилия прижима щеток к коллектору. Если при проведении испытаний якорь стартера проворачивается в момент заторможенного состояния шестерни, значит, происходит пробуксовка муфты свободного хода и она подлежит замене.

2.4. ТО стартера

Техническое обслуживание стартера заключается в периодической подтяжке (при ТО‑1) креплений проводов и очистке наружных поверхностей от загрязнений.

Через каждые 45…60 тыс. км пробега (при ТО‑2) необходимо снимать стартер с автомобиля и зачищать коллектор, проверять износ щеток (9…14 мм) и при необходимости заменять их новыми, предварительно притерев к коллектору. Одновременно очищают и смазывают моторным маслом винтовые шлицы вала якоря, втулки обеих крышек и шестерню; поводковое кольцо привода стартера смазывают консистентной смазкой «Литол-24».

Источник