Меню

Статор помпы что это



Что такое ротор насоса

Ротор насоса это отдельная сборочная единица, которая в значительной мере определяет экономичность, надежность и долговечность работы насоса.

Базовой деталью ротора циркуляционного насоса является вал, на котором установлено рабочее колесо, защитные втулки, уплотнение, детали гидравлического разгрузочного устройства, полумуфта и другие мелкие детали, закрепленные на валу.

Содержание статьи

На конце ротора, закреплено рабочее колесо, которое фиксируется от смещения в осевом направлении гайкой или обтекателем (в зависимости от типа и конструкции насоса).

На сегодняшний день центробежное оборудование выпускается в двух исполнениях — насос с мокрым ротором или с сухим. Независимо от конструкции эти агрегаты созданы для обеспечения бесперебойного движения жидкой среды.

Насос с мокрым ротором

Разбираться в плюсах и минусах каждого из двух вариантов конструкции начнем по порядку.

Насос с мокрым ротором — это центробежный агрегат, в котором рабочая среда движется в полости между ротором и статором. В этом случая во избежание замыкания ротор и статор защищают специальными цилиндрами (рубашками) из нержавеющей стали. Рабочая среда в этом случае смазывает поверхности трущихся частей насоса, такие как подшипники и одновременно охлаждает их.

К преимуществам насоса с мокрым ротором относится высокая надежность, такие насосы практически бесшумны и обладают большим сроком службы.

К недостаткам таких насоса с мокрым ротором следует отнести невысокий КПД, в среднем до 50%, который падает следствии большого количества перегородок между ротором и статором. Небольшой КПД приводит к повышенному расходу электроэнергии.

Насос с сухим ротором

В насосах с сухим ротором контакт ротора с рабочей средой отсутствует. Между двигателем и рабочей средой устанавливают подвижные герметичные — торцевые уплотнения или негерметичные – сальниковые уплотнения.

К преимуществам насоса с сухим ротором относится высокий КПД, до 80%, а следовательно сравнительно небольшие затраты энергии.

К недостаткам насоса с сухим ротором относится высокий уровень шума, поэтому такие насосы устанавливают в отдельных звуко-изолированных помещениях.

Современные насосы с мокрым и сухим ротором.

В настоящее время много производителей как зарубежных, так и “отечественных” предоставляют циркуляционные насосы с мокрым и сухим типом ротора. Такие насосы используются в большинстве случаев для монтажа в системы отопления и кондиционирования.

Насосы способны перекачивать среду с температурой до 110 градусов цельсия, при давлении до 10 атм.

Материал корпуса насосов чугун. Насосы выполняются как в односкоростном, так и в многоскоростном вариантах исполнения и обладают низким уровнем шума.

Для обеспечения отопления дома используются циркуляционные насосы с мокрым ротором.

Особой популярностью пользуются насосы с мокрым ротором wilo серии Star-RS, TOP-RL, и др.

И насосы с мокрым ротором Grundfos серии ALPHA2, ALPHA3 и др.

Но такие насосы помимо компактных размеров и небольшой мощности всё же не способны отапливать по настоящему большие помещения.

Для этого требуются, например насосы с сухим ротором wilo серии ВL. Или насосы с сухим ротором grundfos серии TP.

Стоит ли устанавливать такие насосы?

Стоит ли покупать насос с мокрым ротором или насос с сухим ротором? Такой вопрос может возникнуть у любого человека, который задумается о создании бесперебойной циркуляции теплоносителя в системе отопления коттеджа или частного дома.

При работе каждый из насосов с любым типом ротора заставляет перемещаться жидкость по трубам. В результате такого воздействия Вы получаете:
постоянную температуру радиаторов отопления в любой точке Вашего дома;
удаление воздушных пробок из трубопроводной системы, а как следствие исключение гидравлических ударов;
экономия бюджета и электроэнергии на подогрев теплоносителя.

Конструкция и материалы ротора насоса

В большом разнообразии насосного оборудования на роторы разных по типу и назначению насосов может устанавливаться одно или несколько рабочих колес. Устройство насоса с одним рабочим колесом называют одноступенчатым, если колес установлено несколько, то насос является многоступенчатым.

Если рабочее колесо и привод электродвигателя установлены на одном (общем) валу, то такой тип насосов называют консольными.

Читайте также:  Ручная помпа для лодки пвх

В промышленном исполнении наиболее часто встречаются варианты, когда вал насоса и вал двигателя соединены полумуфтами, которые крепятся между собой стальными прорезиненными цилиндрами/винтами — “пальцами”.

Большинство деталей ротора посажены на вал на шпонках. Детали, устанавливаемые без шпоночного соединения, должны быть надежно закреплены от проворачивания.

Отсутствие шума и вибрации при работе насоса осуществляется благодаря балансировке роторной сборки. Выполнение этого требования осуществляется за счет тщательной статической балансировки отдельных деталей ротора и последующей динамической (при вращении) балансировки собранного ротора.

Наиболее подходящая конструкция ротора насоса для обеспечения уравновешенности – неразборная. Неразборной называется конструкция при которой рабочее колесо посажено на вал с натягом.

Натяг колеса на ротор циркуляционного насоса обеспечивают подогревом рабочего колеса или охлаждением ротора.

В подавляющем большинстве насосов при частоте вращения до 3000 об/мин применяют разборную конструкцию ротора, в которой колесо посажено на вал по подвижной посадке на шпонки. Рабочее колесо в таком случае, устанавливают по скользящей или плотной посадке, что обеспечивает минимально возможные зазоры.

Материал ротора насоса

Наиболее распространенным материалом для вала ротора насоса является углеродистая сталь марок 35 и 45, а так же конструкционная легированная сталь 40Х или 40 ХН. Для коррозионно опасных жидкостей применяют валы из нержавеющей стали 3Х13.

В случае, если конструкция насоса требует применения подшипников скольжения с баббитовой заливкой, на шейки вала следует насадить защитные втулки из углеродистой стали, так как нержавеющая сталь способна образовывать задиры.

Защитные втулки либо навинчивают на вал, либо поджимают в осевом направлении круглыми гайками. Направление резьбы необходимо выбирать с учетом направления вращения вала для исключения самоотвинчивания при работе.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Статор — насос

Статор насоса образуют входная и выходная крышки, между которыми размещаются секции. Детали, образующие корпус статора, соединяются между собой стяжными шпильками. Уплотнение осуществляется металлическими поясками. Патрубки установлены на крышках вертикально. Лапы расположены в горизонтальной плоскости, проходящей через ось насоса. [1]

Статор насоса закреплен неподвижно на колонне насо-сно-компрессорных труб. Вращение винта производится колонной штанг, размещенных внутри НКТ. [2]

Статор насоса образуют входная и выходная крышки, между которыми размещаются секции. Детали, образующие корпус статора, соединяются между собой стяжными шпильками. Уплотнение осуществляется металлическими поясками. Патрубки установлены на крышках вертикально. Лапы расположены в горизонтальной плоскости, проходящей через ось насоса. [3]

Статоры насосов Л1 и Л5 аналогичны по конструкции и отличаются только размерами. [4]

Статор насоса состоит из корпуса, закрытого с боков лобовинами, и кронштейнов, укрепленных на лобовинах. Ротор состоит из вала с насаженной на него турбипкой; ротор вращается в подшипниках качения, установленных в кронштейнах. Для предупреждения просачивания воздуха или газа вдоль вала в кронштейнах устроены водяные затворы и сальники с хлопчатобумажной набивкой. [5]

Происходит дальнейшее смещение статора насоса 32 влево, увеличивается производитель — ность насоса и скорости перемещения рабочих салазок. Начинается замедленный рабочий ход в результате снижения производительности насоса, так как эксцентриситет блока насоса уменьшается. [6]

Контур внутренней поверхности статора насоса модели 4000М — 4611010 показан на фиг. Участки, ограниченные углами а, выполнены по кривым, близким к спирали Архимеда. [7]

Последнее, поворачиваясь, переводит статор насоса в нулевое положение. Аккумулятор 4, разряжаясь, подает давление через клапан 5 к гидроусилителю 16, так как статор насоса заперт коромыслом 2 в нулевом положении, то до того, пока давление в магистрали управления не повысится силовая часть гидросистемы остается выключенной. [9]

Риски и задиры на зеркале статора насоса глубиной до 0 25 мм удаляют перешлифовкой. Пазы ротора при ширине более 0 1 мм восстанавливают также перешлифовкой. [11]

Оба недостатка устранены благодаря выполнению на статоре стендового насоса радиальных отверстий , с шагом, равным шагу винтовой линии. Эти отверстия выполняют функцию каналов гидравлической связи полостей насоса с показывающими и записывающими приборами. Для изменения рабочей длины сопряжения полости винтового насоса последовательно сообщаются каналами гидравлической связи либо с приемной, либо с питающей емкостью, обеспечивая минимальное гидравлическое сопротивление. В результате появляется возможность при использовании серийных винтовых насосов регулировать глубину посадки винта, увеличивая ее по мере износа материалов пары в зоне трения, а значит, увеличивать срок службы насоса. Немаловажным следствием регулирования глубины посадки является также уменьшение момента трения, в результате чего достигается энергосбережение и снижается напряженное состояние материала насосно-компрессорных труб и насосных штанг. [12]

Читайте также:  Ауди 80 дополнительная помпа печки

Барабан, закрытый крышкой, представляет собой статор насоса , который воспринимает усилия от гидравлических давлений на поршни. Эти усилия могут достигать больших значений. Так, например, для насоса НПМ-714 при нагружении давлением 100 кг / см2 усилие, действующее на барабан, составляет свыше 5000 кг. Поэтому система барабан-крышка и их опоры должна быть жесткой и прочной. На практике имели место случаи поломки торцовой стенки барабана в связи с пористостью чугуна и острыми подрезами углов у ее сопряжений со втулкой и цилиндрической частью барабана. [13]

На рис. 13 видно, что диски ротора и статора турбомо-лекулярного насоса имеют симметричные наклонные прорези. Набегающие поверхности ротора соударяются с молекулами и как бы подталкивают их, сообщая им скорости, нормальные к поверхностям и направленные к выходным патрубкам. [15]

Источник

Шнековая пара — Героторный насос

Шнековая пара — Героторный насос

Конструкция, принцип действия, основные характеристики, правила подбора, шнековые пары для штукатурных станций.

Давайте для начала определимся в терминологии. То что мы обычно привыкли называть шнековой парой, по научному называется героторным насосом, далее в тексте вы будете встречать оба этих названия, имейте ввиду — это одно и то же.

При одинаковом внешнем виде, эти насосы могут иметь совершенно разные рабочие параметры. Попробуем разобраться, в чем отличие.

Конструкция шнековой пары

Героторный насос (ротор и статор) – это главный узел, который определяет основные характеристики оборудования.

Основными составляющими частями героторного насоса являются: ротор (подвижная часть), статор (неподвижная часть).

Ротор – это внешняя n-заходная спираль, которая изготавливается, как правило, из стали с последующим покрытием или без него.

Статор – это внутренняя n+1-заходная спираль, изготовленная, как правило, из эластомера (резины), нераздельно (либо раздельно) соединенного с металлической обоймой (гильзой).

Стоит указать, что наиболее распространены в настоящее время агрегаты с 2-заходными статором и 1-заходным ротором, такая схема является классической практически для всех производителей винтового оборудования.

Важным моментом, является то, что центры вращения спиралей, как статора, так и ротора смещены на величину эксцентриситета, что и позволяет создать пару трения, в которой при вращении ротора внутри статора создаются замкнутые герметичные полости вдоль всей оси вращения. При этом количество таких замкнутых полостей на единицу длины винтовой пары определяет конечное давление агрегата, а объем каждой полости – его производительность.

Дифференциальное давление в одновинтовых шнековых парах достигается количеством витков ротора (кол-во ступеней) и мощностью двигателя.

При увеличении или уменьшении скорости вращения ротора – увеличивается или уменьшается только производительность, давление в напорной стороне постоянно.

Отличием насосов друг от друга как раз и является применение разных по геометрии шнековых пар.

Существуют четыре основных типов героторных пар, которые принято обозначать буквами латинского алфавита: S, L, D, P.

В нашей стране и странах ближнего зарубежья, пока выпускают насосы только с парами S и L. Более сложные в изотовлении пары D и P делают только за границей, например в Германии.

Источник

Принцип работы винтового насоса.
Героторные пары и их типы.

В этой статье хочется рассказать о принципе работы винтовых (или героторных) насосов. Насосы этого типа широко распространены в промышленности, а описание их работы встречается далеко не везде.
При одинаковом внешнем виде, эти насосы могут иметь совершенно разные рабочие параметры.
Попробуем разобраться, в чем отличие.

На рисунке представлен типовой винтовой насос в разрезе:

Где: 1. Подшипниковый узел, 2. Уплотнение вала, 3. Шарниры, 4. Тягя, 5. Винт (ротор), 6. Обойма (статор).

Читайте также:  Как правильно установить подогреватель лунфэй с помпой 2 квт

Героторной парой (рабочим органом винтового насоса), называют пару ротор-статор (или винт-обойма). При вращении ротора в статоре жидкость движется по спиралеобразному каналу статора. Таким образом, происходит перекачка жидкости.

Статор – это внутренняя n+1-заходная спираль, изготовленная, как правило, из эластомера (резины), нераздельно (либо раздельно) соединенного с металлической обоймой (гильзой).
Ротор – это внешняя n-заходная спираль, которая изготавливается, как правило, из стали с последующим покрытием или без него.
Стоит указать, что наиболее распространены в настоящее время агрегаты с 2-заходными статором и 1-заходным ротором, такая схема является классической практически для всех производителей винтового оборудования.

Важным моментом, является то, что центры вращения спиралей, как статора, так и ротора смещены на величину эксцентриситета, что и позволяет создать пару трения, в которой при вращении ротора внутри статора создаются замкнутые герметичные полости вдоль всей оси вращения. При этом количество таких замкнутых полостей на единицу длины винтовой пары определяет конечное давление агрегата, а объем каждой полости – его производительность.

Отличием насосов друг от друга как раз и является применение разных по геометрии героторных пар.
Существуют четыре основных типов героторных пар, которые принято обозначать буквами латинского алфаита: S, L, D, P.
В нашей стране и странах ближнего зарубежья, пока выпускают насосы только с парами S и L. Более сложные в изотовлении пары D и P делают только за границей, например в Германии.

Типы героторных пар:

1. Геометрия «S»:
Витков: 1/2
Производительность:100%
Диффер. давление: 12 бар

Преимущества геометрии S:
• очень плавная подача
• компактные габариты несмотря на большое число ступеней
• большая площадь сечения входа
• низкая скорость потока/высокая всасывающая способность
• возможна перекачка спрессованных частиц
• перекачка больших частиц

Следует отметить, что обойма с геометрией «S» являтся «запирающей», т.е. через неё при остановленном насосе жидкость протекать не будет.


2. Геометрия «L»:
Витков: 1/2
Производительность:200%
Диффер. давление: 6 бар

Преимущества геометрии L:
• хорошие объёмные характеристики при длительном межремонтном периоде благодаря длинной линии контакта между ротором и статором
• компактные габариты при высокой производительности
• меньшая скорость трения

Обойма этого типа является «незапирающей». При остановленном насосе жидкость может протекать через героторную пару.

3. Геометрия «D»:
Витков: 2/3
Производительность:150%
Диффер. давление: 12 бар

Преимущества геометрии D:
• очень малые габариты при высоком давлении и производительности
• почти безпульсационная перекачка
• высокая точность дозации


4. Геометрия «P»:
Витков: 2/3
Производительность:300%
Диффер. давление: 6 бар

Преимущества геометрии P:
• компактные размеры при очень высокой производительности
• почти отсутствует пульсация
• высокая точность дозации
• хорошие объёмные показатели, длительный межремонтный период благодаря длинной контактной линии между ротором и статором

Мы привели примеры геометрии героторных пар одинаковой длины. Из рисунков видно, что количество витков у пар «S» в два раза выше чем у пары «L» при одиноковой длине. Это сказывается на максимальном давлении героторной пары. Чем болье витков, тем выше максимальное давление.

Как можно заметить, каждая героторная пара выдает определенное максимальное давление (если рассматривать пары одной длины).
Возникает вопрос: что делать, если давление на выходе нужно большее (или меньшее), чем выдает та или иная пара.
В этом случае, увеличивают (уменьшают) длину героторной пары. Так, например, увеличение длины пары «S» в два раза, приводит к увеличению маквимального давления насоса в 2 раза, т.е. давление возрастет до 12 атмосфер.

Винтовые насосы также могут изготавливаться в различных исполнениях для работы в тех или иных условиях.

Варианты компоновки насосов:

1. Классическая горизонтальная компоновка с подшипниковой стойкой

2. Горизонтальная компоновка без подшипниковой стойки

3. Дополнительный подпорный шнек

4. Бункер и шнековый питатель

5. Дополнительный мецератор (измельчитель)


Внешний вид винтового насоса.

Видео работы бочкового винтового насоса

Источник