Меню

Реле выключения компрессора холодильника



Почему не отключается холодильник

Холодильник не отключается – нравится работать. Однозначно. Следовательно, цель выяснить, почему холодильнику нравится работать. Потрудимся узнать, какие средства ограничения находятся внутри, как функционируют. Сердце холодильника – компрессор – работает, пока не остановит пускозащитное реле, которое, в свою очередь, обычно получает питание электрическим током термостата. В качестве последнего могут выступать электронный мозг, обычный прессостат на мембране и контактной группе. Может вызвать отторжение, как мы окрестили механический датчик температуры, но если начистоту, входящая в состав трубка реагирует именно на давление (с англ. – pressure). Поговорим о том, почему не отключается холодильник.

Уход за холодильником

Управление работой компрессора в холодильнике

Удивляетесь, почему холодильник долго не отключается? Сейчас расскажем. Сердце холодильника представлено асинхронным двигателем. Устройство должно удовлетворять требованиям международного стандарта по производимому шуму. Ограничение порядка 58 дБ. Самые тихие холодильники производят шума мало: закрыв окна, замучаешься слушать. Порядка 43 дБ. Технология, понятно дело, инверторная. Позволит постоянно работать на низких оборотах. Линейные двигатели едва ли можно назвать асинхронными, оборотов нет. Сердечник катушки, совершая поступательные движения, двигает поршень.

Большинство современных компрессоров двухходовые. Отдыхает один поршень, работает другой. Полезли в дебри, не пригодится большинству читателей. Асинхронные двигатели для запуска, регулировки требуют ухищрений. Касается перегрева. Холодильник должен уметь работать сколь угодно долго, часто в условиях, не отвечающих нормам. Пыль, повышенные температуры. Понятно, если компрессоры будут часто выходить из строя сгоранием двигателя, расклад мало кого устроит.

Асинхронные двигатели снабжены пусковой обмоткой. Внутри статора должно создаваться вращающееся поле.

Фаз три, никаких проблем не возникает. В домашних условиях, физически 230 вольт бессильны создать приемлемые условия пуску. Напряжение сдвигается на 90 градусов, подается питать специальную обмотку. Называется пусковой. Создается правильное распределение поля внутри статора для начала движения ротора в нужную сторону. Двигатель достиг правильного режима, необходимость в обмотке пропадает, процесс работы становится вреден. Пускозащитное реле отключает ненужную часть статора.

Случается, холодильник работает непрерывно, сломался термостат, иной раз причина в другом. Допустим, в помещении жарко, теплоизоляция корпуса нарушена. Температура внутри медлит выйти на режим. Попробуйте отличить ощупью минус 24 градуса Цельсия от минус 27-ми. Первое выступает нормальным режимом большей части морозильных камер, второе – перебор. Другими словами, компрессор способен работать непрерывно, но греется, пускозащитное реле произведет аварийное отключение. Термостат ни при чем, холодильник пытается достичь режима, приток тепла извне слишком большой.

Понятно из сказанного выше, двигатель остановится по другой причине: обмотки перегрелись. Произведет отключение пускозащитное реле. Резюмируя, холодильник отказывается отключаться:

  1. Термостат вышел из строя, показывает значения температуры завышенные.
  2. Холодильник выходит на режим долго, в комнате слишком жарко. Не останавливается командой пускозащитного реле. Достаточно быстро из строя выйдет компрессор.

Устройство термостата холодильника

Назвали вначале термостат прессостатом, механические модели представляют собой небольшой ящик с чувствительной мембраной, от которого тянется длинная трубка до места измерения (испаритель холодильной камеры). Датчик у дешевых моделей в одном месте, думаем, регулируем температуру двух отсеков, но морозильник идет нагрузкой. Реально цифры получаются от испарителя холодильной камеры. Фреоновый контур един, есть некая взаимосвязь меж режимами работы обоих отсеков. Знают разработчики, заранее заложили в шкалу ручки термостата.

Ящик спрятан панелью управления, длинная трубка, витая по закоулкам, достигает точки измерения. Лишнее по возможности аккуратно сматывается бухточкой в удобном месте внутри корпуса. Смысл работы прибора в герметичной трубке. За счет изменения температуры давление действует в большей или меньшей степени на внутреннюю мембрану. В зависимости от чего группа контактов замыкается-размыкается, питая-обесточивая пускозащитное реле. Натяг мембраны регулируется винтом, вращаем ручкой управления, находящейся в холодильном отсеке или прямо на корпусе прибора.

Упрощенная схема, реальный датчик снабжен большим числом контактов. Не всегда клеммы задействованы. Более подробно уместно изучать конструкцию, штудируя форумы, технические брошюры фирм-изготовителей. Выяснили, почему не отключается холодильник, теперь обсудим, что делать.

Термостаты ТАМ испарителя холодильной камеры

Понятно, датчик настраивается на свои параметры. Имеются некоторые характеристики срабатывания (см. пример ниже на рисунке), причем обычно с гистерезисом. Отключение питания происходит при некоторой заданной температуре, обратное включение – на один-два градуса выше точки. Сделано, чтобы сократить число прямых, обратных переключений. Распространены датчики температуры ТАМ испарителя холодильной камеры.

Потрудились привести характеристики. Термостаты указанного типа, как правило, включены холодильниками Стинол. Посмотрите рисунок, видим: контактов неодинаковое количество. Кстати, эквивалентная маркировка (нумерация) характерна совершенно чуждым России приборам, например, холодильникам Мацушита любой давности выпуска. Можно переносить опыт изучения термостатов ТАМ на произвольные марки бытовой техники. Итак:

  • Контактная пара 3 – 4 выступает основной. Отвечает за включение-выключение при выходе на температурный режим. В нормальном состоянии контакты замкнуты. Размыкание происходит при понижении температуры до заданной.
  • Контакты 3 – 6 в нормальном положении замкнуты. Используются для принудительного отключения холодильника ручкой регулировки.
  • В некоторых моделях резистор внутреннего обогрева. Полагаем, не дает группе контактов залипнуть в фиксированном положении.

Упомянули выше, схемы типичные, можно менять одни термостаты на другие. Разница? Ограничена температурными режимами. Ниже приводится таблица, пользуясь которой читатель сможет составить себе отчет в нюансах. Звездочкой обозначены размеры контактов в моделях, где клеммы 3 и 6 шириной 6,3 мм, а 4 – 4,8 мм. Обе группы потребляют ток до 6 А (250 В, 50 Гц).

Обдумав ситуацию, читатели смогут починить неисправный холодильник любой марки. В некоторых стоят термопары. Можно ли заменить полупроводники реле температуры? Нет, без ущерба функциональности нельзя.

Источник

Неисправности пускового реле холодильника

Как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность

Современные агрегаты оборудованы 2 типами детали:

Читайте также:  Бытовой компрессор какое масло заливать

Функция первого заключается в запуске двигателя и его защите при превышении количества рабочих оборотов. Второе считается лучшим вариантом, так как способно предотвратить поломки мотора, возникающие при чрезмерном превышении температуры. Оно отправляет сигнал о возврате пусковой обмотки в исходное положение, что снижает вероятность выхода из строя запчасти.

Пускозащитное реле устанавливают на холодильниках Индезит, Норд, Атлант чаще. Некоторые владельцы стараются заменить первый вид детали на второй сразу после покупки агрегата.

По принципу работы различают следующие виды пускового реле:

  1. Таблетки. Их основу составляет материал, который расширяется при нагреве. При поступлении тока на пусковую обмотку температура «таблетки» увеличивается, происходит запуск двигателя. О поломке часто свидетельствует звук рассыпавшегося порошка, сопровождающийся наклоном прибора.
  2. Индукционные. Работают на основе электромагнитов. Под действием тока сердечник прижимает контакты к пусковой катушке, они постепенно размыкаются, вызывая запуск компрессора.

Проверку реле на работоспособность проводят, если температура внутри камер выше заданной, холодильник не включается (при наличии тока в сети и отсутствии повреждений провода), двигатель отключается после непродолжительного периода работы.

Процедуру осуществляют следующим образом:

  1. Уточните правильность расположения запчасти. Она должна быть строго в вертикальном положении. Если наблюдаете наклон реле, то сердечник катушки не будет успевать втягиваться за отведенное время. Поправьте положение детали. При отсутствии такой проблемы ищите причину неисправности в другом месте.
  2. Снимите реле. Деталь модели РТП-1 и РТК-Х расположите стрелкой вниз, LS-08В – тыльной поверхностью вверх, ДХР – клеммами к себе.
  3. Проверьте состояние контактов. Если они окислены или сильно загрязнены, то не могут нормально работать. При наличии на гнездах следов горения, диагностику проводить бессмысленно, реле нужно менять.
  4. С помощью тестера проверьте наличие контакта между клеммами. При его отсутствии проведите зачистку контактов наждачкой.
  5. Поднимите пластинку и осмотрите направляющий шток. Если увидите ржавчину, то обработайте его специальным раствором.
  6. При отсутствии вышеперечисленных нарушений проверьте, поступает ли на реле напряжение. Такую процедуру называют прозваниванием. Проводят ее с помощью омметра или мультиметра. Полученные данные о сопротивлении сверяют с таблицей, в которой указано оптимальное значение для каждой модели.

Возможно ли и как подключить компрессор от холодильника без реле

Когда может потребоваться подключение компрессора холодильника напрямую без реле? При его неисправности, поломке, проблемах с проводкой. Все действия по подключению кондиционера стоит делать максимально правильно, что позволит исключить проблемы. В частности, первоначально проверяется обмотка на предмет пробивания и передачи тока на поверхность корпуса. Если есть места, где присутствует повреждение, при эксплуатации устройства вполне возможно получить удар током даже просто открыв дверь.

У компрессора 2 обмотки — пусковая и рабочая, которые соединены вместе через общую. Чтобы он заработал, нужно подать напряжение на пусковую, а затем переключить на рабочую

При проверке проводится:

  • присоединение левой клеммы к выходу обмотки;
  • присоединение правой клеммы на любую точку корпуса;
  • тестирование первого, второго и третьего выхода.

Если прибор показывает надежность всех 3 выходов и отсутствие пробивания, то можно проводить подключение. Далее, посредством клеммников, проводится подключение компрессора к напряжению. Первоначально подключается привод общего вида, а потом рабочий. Ток рабочий привод осуществляется кратковременная подача тока за счет касания оголенного провода.

Как только происходит подача напряжения, холодильник гудит, а если прикоснуться к пусковому выводу, начинается включение и пойдут потоки воздуха. Оптимальным временем работы считается 15 мин, а также вполне возможно ощутить небольшой нагрев корпуса.

Схема подключения пускового реле

Данное устройство необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входит две обмотки – пусковая и рабочая. Первая служит только для создания пускового момента и запуска компрессора. Вторая обмотка нужна для поддержания ротора в рабочем состоянии путем непрерывной подачи на нее переменного тока.

Механизм индукционного замыкания

Схема подключения реле не сложная. На вход устройства подается питание условно «ноль» и «фаза», а на выходе «фаза» разделяется на две линии. Первая линия соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а вторая подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт.

В реле старых и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а далее через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и др. поломках) нагревается пружина, соприкасающаяся с перемычкой, которая под воздействием температуры меняет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор.

Схема индукционного замыкания

В этой схеме для запуска электродвигателя применяется катушка (К1), которая последовательно подключена в цепь с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя провоцирует увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, притягивающего подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После набирания оборотов ротором, ток в цепи понижается, магнитное поле в соленоиде уменьшается, пусковой контакт размыкается силой тяжести либо компенсирующей пружинкой.

Позисторный механизм включения

В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.

При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.

Позисторный механизм включения

Замена реле своими руками

Если вы провели полную диагностику холодильника и выявили, что цепь работает нормально и обрывов нет, необходимо проверить пусковое реле. Для этого следует снять с него крышку, высверлив все алюминиевые заклепки (ее установка обратно осуществляется при помощи специальных гаек и винтов). Кстати, в старых моделях холодильников эта крышка крепится посредством обычных защелок, которые просто отодвигаются отверткой.

Читайте также:  В холодильнике от компрессора трубка вся во льду

К наиболее распространенным причинам поломок относится обгорание контактов пары. Кроме того, в катушке может также заклинить сердечник либо же поломаться шток, который клинит пружину.

Во время ремонта своими силами необходимо аккуратно достать катушку (как правило, она крепится на простых защелках). После следует извлечь из нее контакты со штоком и сам сердечник, а затем очистить все элементы от пыли и грязи (для этого можно использовать мягкую ткань и спирт). Если потребуется, нужно зачистить сердечник напильником или наждачной бумагой для обеспечения в канале катушки свободного хода. Аналогичную зачистку следует провести для всех контактов.

Нередко причина выхода из строя пускового реле кроется в поломке штока. При необходимости можно попробовать заменить пластмассовый заводской шток самодельным. Он делается из обычного гвоздя размером 5х35 мм, и следует отметить, что при правильной замене металлический шток прослужит дольше пластмассового. После установки нового штока устройство собирается в порядке, обратном его разборке, а затем устанавливается на прежнее место, далее к нему подводятся контакты.

Не менее распространенной неисправностью является перегорание нагревателя, расположенного в реле тепловой защиты. Такая поломка диагностируется посредством тестера при снятой крышке детали. Если она была подтверждена, потребуется заменить реле на новое.

Настоятельно не рекомендуется производить замену самостоятельно, поскольку при отсутствии должного опыта и определенных знаний результат процедуры может быть достаточно непредсказуемым: к примеру, холодильник может полностью выйти из строя и в дальнейшем не подлежать ремонту. Лучше сразу же обратиться за помощью к специалистам.

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите. При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют «прямой» вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. Например, защитный блок может быть вынесен на жилу, которая расположена внизу на рисунке

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов. Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

Читайте также:  Компрессора для септиков томас

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой».

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

Реле РТП-1 (как вариант — РТК-Х) поставить на стол стрелкой вниз и проверить цепь между гнездами 1 и 3. Или же в модели РТП-1 между гнездом и нижней клеммой (в модели РТК-Х — между гнездом и верхней клеммой).
Реле LS-08B положить тыльной стороной вверх и проверить цепь между клеммами и гнездом 2 (или 3 — зависит от модификации). Реле ДХР положить клеммной площадкой вверх и прозвонить между клеммами 1 и 3 (или 4 — тоже зависит от модификации).

При неисправности контакта не будет. Где нет контакта, там и находится причина неисправности. Однако у пусковых реле РТК-Х и LS-08B есть особенность: две пары кантактов. При нарушении одного цепь при нерабочем положении может замкнуться через планку контактодержателя, которая проводит ток. Поэтому нужен еще и визуальный осмотр.

В первую очередь следует зачистить нерабочие контакты самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. В реле РТП-1, возможно, придется подогнуть планку с неподвижным контактом, чтобы обеспечить плотное соприкосновение. Теперь всё должно работать.

Всё равно холодильник не запускается? Возможно, нужно таки покупать новое реле. А быть может, дело не в реле, а в самом компрессоре. Чтобы исключить лишние траты, нужно проверить и сам компрессор.

Для проверки вам понадобится несложное устройство из двухжильного провода, штепселя, кнопки звонкового типа, трех зажимов типа «крокодил». С его помощью вы запустите мотор-компрессор без пускового реле, но с защитой от перегрева обмотки. Запуститься можно следующим способом.

Подобрать пусковое реле для вашего холодильника можно на странице http://alm-zapchasti.com.ua/cat/holodilniki/puskovye-rele .

Электронное реле

Это устройство является разновидностью термореле, которое поддерживает работу холодильника в заданном температурном режиме путем поочередного подключения и отключения двигателя. Термостаты электронного типа используют в агрегатах с линейными компрессорами, которые работают, поддерживая заданную температуру.

Преимущество электронного реле заключается в малой погрешности и возможности визуального контроля уровня температуры в камерах. Но в сравнении с механическими механизмами они имеют меньший срок службы при использовании в агрегатах с высоким энергопотреблением.

Ремонт пускового реле холодильника

Пусковое реле расположено возле корпуса компрессора, что можно увидеть на любой схеме. При запуске мотора ток проходит через рабочую обмотку, реле и пусковую обмотку. Двигатель запускается. Когда ток проходит через пусковое реле, расположенная в нем таблетка нагревается и отключает пусковую катушку. Это происходит, когда двигатель уже набрал необходимые обороты и использование пусковой катушки не нужно.

Пусковое реле выполняет также дополнительную функцию защиты. Если при запуске ток прошел через пусковое реле и пусковую обмотку, но запуск компрессора не произошел, во избежание перегрева, короткого замыкания и серьезной поломки пусковой ток нагревает спираль из нихрома, выполняющую защитную функцию. Спираль разогревает биметаллическую пластину, которая под влиянием температуры изгибается и отключает двигатель от сети.

Поэтому необходимо своевременно производить ремонт реле холодильника или, при необходимости, поменять его на новое, так как выход из строя этой детали может повлечь за собой более серьезные поломки, устранить которые будет стоить гораздо больше, поскольку неполадки в пусковом реле напрямую влияют на работу двигателя.

Перечислим наиболее распространенные проблемы, возникающие в работе пускового реле:

  • Заклинило сердечник. В этом случае либо совсем не выполняется запуск компрессора, либо его работа останавливается спустя несколько секунд. Распознать неполадки можно по характерным звукам запуска и остановки мотора, а также по отсутствию должного уровня холода в камерах. Недостаточное охлаждение также может быть из-за утечки хладагента.
  • Может сгореть часть защитного механизма – нагревающаяся спираль. Первопричина такой поломки – неисправность двигателя.
  • Поломка нихромовой спирали. Двигатель будет отключаться без видимых причин при нормальном напряжении и потреблении тока.

Не всегда можно самостоятельно определить причину той или иной поломки. Поэтому для грамотного ремонта необходимо вмешательство специалиста.

Ремонт холодильников на дому от компании «Artalis-Group» в Москве и Московской области – это профессиональный оперативный ремонт любых неполадок в агрегате с длительной гарантией и по приятным ценам.

Источник