- Устройство и принцип действия насоса водяного ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (помпа)
- Рис.1 — Водяной насос (помпа) 236-1307010 системы охлаждения автомобилей МАЗ и КрАЗ
- Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
- Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
- Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
- Обзор водяного насоса 236 1307010 ЯМЗ
- Функции насоса 236 1307010 ЯМЗ
- Купить насос 236 1307010 ЯМЗ легко здесь.
- Конструкция и неисправности водяного насоса 236 1307010 б1
Устройство и принцип действия насоса водяного ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (помпа)
В системах охлаждения двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, устанавливаемых на автомобилях МАЗ и КрАЗ, циркуляция воды осуществляется водяным насосом 236-1307010 центробежного типа, который крепится к передней стенке блока цилиндров. Насос получает вращение через клиновидный ремень (на рисунке поз. 20) и разъемный шкив (поз. 4, 6) от коленвала дизеля.
В литом корпусе (поз. 3), выполненном из чугуна, в двух подшипниках (поз. 9) вращается валик (поз. 11), на который напрессована крыльчатка (поз. 19), при вращении создающая поток охлаждающей жидкости. Подшипники имеют одностороннее уплотнение и их рабочая полость при сборке заполняется смазкой (например, “Литол-24”). Задняя часть корпуса имеет спиралевидную форму, благодаря которой происходит направление потока воды, сходящей с лопастей крыльчатки. Чугунная крыльчатка насоса закреплена на заднем конце валика гайкой колпачкового типа (поз. 17) и шайбой (поз. 18). Внутри крыльчатки водяного насоса ЯМЗ-238, ЯМЗ-238 смонтировано торцовое уплотнение (сальник), состоящее из резиновой манжеты с латунными обоймами (поз. 24), пружины (поз. 21) и уплотнительного упорного кольца (поз. 25) из графитированного текстолита. Кольцо своими крестообразными выступами входит в пазы крыльчатки и вращается вместе с ней. Стопорное кольцо (поз. 26) удерживает сальник в крыльчатке. В верхнюю часть корпуса вкручен ниппель, к которому через дюритовый шланг подсоединена перепускная трубка. Задний фланец корпуса закрывается крышкой (поз. 15) с уплотнительным кольцом (поз. 16) и закрепляется шестью шпильками с гайками.
Рис.1 — Водяной насос (помпа) 236-1307010 системы охлаждения автомобилей МАЗ и КрАЗ
1 – водяной насос в сборе; 2 – прокладка паронитовая; 3 – корпус насоса; 4 – передняя боковина шкива; 5 – регулировочная прокладка; 6 – ступица шкива с задней боковиной; 7 – кольцо запорное; 8 – распорная втулка; 9 – шарикоподшипник; 10 – сегментная шпонка; 11 – валик насоса; 12 – водосбрасыватель валика; 13 – втулка корпуса; 14 – кольцо; 15 – крышка корпуса насоса; 16 – кольцо уплотнительное; 17 – гайка колпачковая; 18 – шайба стопорная; 19 – крыльчатка; 20 – клиновидный ремень; 21 – пружина торцового уплотнения; 22 – обойма манжеты малая; 23 – обойма манжеты большая; 24 – манжета торцового уплотнения; 25 – кольцо упорное; 26 – кольцо стопорное.
Источник
Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
ВОДЯНОЙ НАСОС двигателей ЯМЗ-236
На ряде комплектаций двигателей в системе охлаждения применен водяной насос повышенной производительности новой конструкции (рис. 11). Водяной насос маркируется на корпусе 236-1307010-Б1.
Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.
В чугунном корпусе вращается крыльчатка, напрессованная на валик. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках с односторонним уплотнением. Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.
Уплотнение полости насоса осуществляется по торцовым поверхностям. Для контроля за герметичностью торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие.
РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ВОДЯНОГО НАСОСА
Привод водяного насоса осуществляется клиновым ремнем, от надежной работы которого зависит нормальная работа насоса. Поэтому при повседневном уходе за двигателем предохранять ремень от попадания масла и топлива, контролировать натяжение и регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение ремня в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит его наибольшая вытяжка. Натяжение ремня должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня может послужить причиной разрушения подшипников насоса. Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 10-15 мм (рис. 12). Если ремень прогибается больше или меньше указанного, отрегулировать натяжение.
Натяжение ремня водяного насоса (рис. 12) регулировать натяжным устройством, для чего:
1. Ослабить болты крепления кронштейна натяжного приспособления.
2. При помощи воротка 012 мм, вставленного в отверстие натяжного приспособления, произвести натяжение ремня.
3. Не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления кронштейна натяжного приспособления.
4. Проверить натяжение ремня.
Рис. 11. Водяной насос:
1-шкив привода; 2-стопорное кольцо; 3-подшипники; 4-валик; 5-водосбрасы-ватель; 6-уплотнение торцевое; 7-корпус насоса; 8-кольцо уплотнительное; 9-патрубок водяного насоса; 10-крыльчатка; 11-заглушка крыльчатки; 12-кольцо уплотнительное; 13-втулка
уплотнительного кольца; Б-дренажное отверстие
Рис. 12. Проверка натяжения ремня водяного насоса
Источник
Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
ВОДЯНОЙ НАСОС двигателей ЯМЗ-236
На ряде комплектаций двигателей в системе охлаждения применен водяной насос повышенной производительности новой конструкции (рис. 11). Водяной насос маркируется на корпусе 236-1307010-Б1.
Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.
В чугунном корпусе вращается крыльчатка, напрессованная на валик. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках с односторонним уплотнением. Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.
Уплотнение полости насоса осуществляется по торцовым поверхностям. Для контроля за герметичностью торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие.
РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ВОДЯНОГО НАСОСА
Привод водяного насоса осуществляется клиновым ремнем, от надежной работы которого зависит нормальная работа насоса. Поэтому при повседневном уходе за двигателем предохранять ремень от попадания масла и топлива, контролировать натяжение и регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение ремня в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит его наибольшая вытяжка. Натяжение ремня должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня может послужить причиной разрушения подшипников насоса. Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 10-15 мм (рис. 12). Если ремень прогибается больше или меньше указанного, отрегулировать натяжение.
Натяжение ремня водяного насоса (рис. 12) регулировать натяжным устройством, для чего:
1. Ослабить болты крепления кронштейна натяжного приспособления.
2. При помощи воротка 012 мм, вставленного в отверстие натяжного приспособления, произвести натяжение ремня.
3. Не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления кронштейна натяжного приспособления.
4. Проверить натяжение ремня.
Рис. 11. Водяной насос:
1-шкив привода; 2-стопорное кольцо; 3-подшипники; 4-валик; 5-водосбрасы-ватель; 6-уплотнение торцевое; 7-корпус насоса; 8-кольцо уплотнительное; 9-патрубок водяного насоса; 10-крыльчатка; 11-заглушка крыльчатки; 12-кольцо уплотнительное; 13-втулка
уплотнительного кольца; Б-дренажное отверстие
Рис. 12. Проверка натяжения ремня водяного насоса
Источник
Помпа ямз 236 нового образца в разрезе
ПОРЯДОК СБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА двигателей ЯМЗ-236
1. Промыть все детали насоса и просушить сжатым воздухом.
2. Напрессовать на вал 5 (рис. 13) подшипники 13 и водосбрасыватель 6. При этом необходимо:
— предварительно смазать вал 5 дизельным маслом;
— устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнительные шайбы стояли с внешней стороны;
— усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника.
3. Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60. 70 г).
4. Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасы-вателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо:
— предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом;
— усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника.
5. Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное кольцо 9.
6. Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом необходимо:
— предварительно смазать вал чистым моторным маслом;
— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала.
7. Установить в латунный корпус 19 (рис. 14) детали торцового уплотнения;
— резиновую манжету 22 в сборе с пружиной и каркасами пружины;
— армированную манжету 20 и уплотнительную втулку 21.
8. Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и уплотнительную втулку 21. При этом необходимо:
— предварительно надеть манжету 23 на уплотнительную втулку 21;
— нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23;
— взять двумя руками манжету в сборе с втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов.
Рис. 14. Разборка водяного насоса:
2-крыльчатка; 9-стопорное кольцо; 10-шкив; 17-гайка съемника; 18-болт съемника; 19-корпус торцового уплотнения; 20-манжета втулки; 21-втулка уплотнения; 22-манжета с пружиной в сборе; 23-латунный корпус втулки уплотнения.
9. Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5 (рис. 13). При этом необходимо:
— предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом;
— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала;
— установить крыльчатку ив валу в размер 10_0,i5 мм (рис. 13) между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки. Для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой
10. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.
11. Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора.
12. Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.
13. Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания.
Рис. 23. Съемник для снятия крыльчатки и шкива водяного насоса.
14. Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора. При этом необходимо:
— предварительно смазать расточку в корпусе 1 и кольцо
11 тонким слоем смазки Литол-24;
— шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8.
15. Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными шайбами 15.
16. Проверить качество сборки, вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.
Источник
Обзор водяного насоса 236 1307010 ЯМЗ
В данной статье мы расскажем вам об основных функциях, а также типичных неисправностях агрегата. Итак, надежный водяной насос 236 1307010 б1 центробежного типа обеспечивает эффективное функционирование дизельных двигателей.
Агрегат смонтирован в передней части мотора и работает за счет привода от передачи клиноременного вида от шкива коленвала.
Функции насоса 236 1307010 ЯМЗ
Деталь служит для принудительного направления потока воды, которая в данном случае выполняет функцию жидкости охлаждения.
Купить насос 236 1307010 ЯМЗ легко здесь.
Узел необходим для отвода теплового воздействия от зон, подвергающихся перегреву, а также снижения температуры головки и блока в двигателе.
Если внимательно рассматривать фото 236 1307010 б1 увидим, что агрегат состоит из:
- Подшипника;
- Чугунной крыльчатки;
- Вала;
- Бочонка фибра;
- Резинового, упорного и уплотнительного колец.
Запчасть сделана из высококачественных материалов. Агрегат полностью сохраняет свою работоспособность в разнообразных температурных условиях при любых темпах работы. Дополнительные преимущества заключаются в хорошей ремонтопригодности и обширном применении.
Конструкция и неисправности водяного насоса 236 1307010 б1
Главное в работе детали данного типа – обеспечение вращения валика с напрессованной поверх него крыльчаткой внутри литого корпуса из чугуна. Повороты осуществляются за счет двух шарикоподшипников. В центр крыльчатки подается жидкость, которую лопатки отбрасывают к стенкам емкости под воздействием центробежной силы. В результате жидкость вытесняется из насоса 236 1307010 б1 давлением и перемещается к водяной рубашке мотора.
Рабочей полости подшипников не требуется дополнительная смазка. Устройство наполняется достаточным ее количеством в момент сборки. Задняя часть защищена с помощью крышки и уплотнительного кольца.
На торцевых поверхностях насоса 236 1307010 б1 используются специальные уплотнители. Во время работы агрегата в шарикоподшипники может просочиться жидкость, что приведет к их выходу из строя. Чтобы предотвратить такую поломку важно контролировать состояние торцевого уплотнителя через дренажное отверстие. В случае повреждения уплотнения помпу придется отремонтировать или заменить.
Нормальная работа системы охлаждения двигателя ЯМЗ возможна только при корректном функционировании насоса. Поэтому рекомендуем своевременно проверять техническое состояние агрегата.
Напоминаем, что на нашем сайте вы можете купить насосы ЯМЗ по самым доступным ценам. Благодаря широкому ассортименту и профессиональной консультации выбрать комплектующие для МАЗ очень просто.
Источник