Меню

Как определить неисправность ремня генератора



Ремень привода генератора. Виды, проблемы с ним и замена

Поддержание соответствующего напряжения в бортовой сети автомобиля во время работы силовой установки лежит на одном из элементов электрооборудования авто – генераторе. Генератор – это тот же электродвигатель постоянного тока, который работает наоборот. Если двигатель за счет подачи на него электроэнергии вращает ротор, то генератор вырабатывает электроэнергию из вращательного движения ротора. Чтобы генератор вырабатывал энергию, которая будет запитывать бортовую сеть авто, нужно чтобы его ротор вращался.

Конструктивным решением для обеспечения вращения ротора генератора, вследствие которого он вырабатывает электроэнергию, стал привод от коленчатого вала, поскольку он вращается постоянно с момента запуска двигателя и до остановки.

Привод генератора выполняется посредством ременной передачи. На коленчатом валу и роторе генератора установлены шкивы, в проточки которых и помещается ремень.

Виды ремней генератора

Для привода генератора применяется два вида ремней.

  • Первым видом приводного ремня является обычный клиновидный. Зачастую такого вида ремень применяется на авто, которые выпускались раньше. Данные ремни используются на авто, где привод от шкива коленчатого вала производился только на генератор. Недостатком такого изделия является высокая вероятность проскальзывания.

Клиновидный ремень генератора

Одним из вариантов клиновидного ремня, который пришел на смену обычному, является зубчатый. Зубчатый ремень тоже имеет клиновидный профиль, но с внутренней стороны у него сделаны зубья. Эти зубья обеспечивают улучшенную передачу усилия и меньшую степень проскальзывания. Однако он тоже используется на авто, у которых привод от шкива коленвала выполняется только на генератор.

Ремень генератора зубчатого типа

  • Вторым видом приводного ремня, который используется на авто все чаще – поликлиновой, он же многоручейный ремень. Такой ремень значительно шире клинового, но тоньше, что обеспечивает ему большую гибкость. С внутренней стороны сделано несколько борозд, по профилю напоминающие клин, но небольших размеров. Из-за этих борозд этот ремень и получил народное название – многоручейный.

Поликлиновой ремень генератора

Высокая гибкость позволяет использовать его для привода генератора, а также других навесных элементов двигателя – гидроусилителя, жидкостного насоса и компрессора.

Все виды ремней изготавливаются по одному принципу – основным материалом выступает специальная резина, внутрь которой помещено 2-4 слоя армирующей прочной нити.

Основные проблемы с ремнем генератора

Поскольку приводной ремень генератора является гибким, то основные проблемы с ним — обрыв, сильный износ, расслоение и проседание.

Обрыв ремня случается редко, поскольку чтобы произошел разрыв армирующих нитей, нужно значительное усилие. Возникнуть оно может только при заклинивании одного из элементов, приводимого ремнем. К примеру, из-за разрушения подшипника генератора возможно заклинивание ротора с последующим порывом.

Сильный износ происходит со временем, ведь поверхности ремня при передаче усилия трутся о поверхности шкивов. В итоге профиль ремня уменьшается, он все больше проскальзывает, передаточное усилие его падает и генератор перестает выдавать требуемую энергию.

Обрыв автомобильного ремня генератора

Расслоение зачастую получается из-за повреждения шкивов. Нарушение геометрии шкива приводит к тому, что с одной стороны ремень интенсивно изнашивается, армированная нить выходит за края резинового материала, в итоге ремень постепенно разделяется на составные части. Произойти расслоение также может из-за некачественного материала изготовления.

Расслоение ремня генератора автомобиля

Проседание также происходит со временем из-за износа. Изнашиваясь, ремень в диаметре увеличивается, его натяжение ослабевает и появляется проскальзывание. Также проседание может быть вызвано некачественным материалом изготовления. Попадание горюче-смазочных материалов на поверхность ремня часто приводит к изменению физических параметров резины, из-за чего он тоже может просесть.

Основным признаком проблем с ремнем привода генератора является появление сторонних шумов, в частности скрипы и пронзительный визг. Визг обычно появляется из-за проскальзывания ремня относительно шкива, которое зачастую вызвано сильным износом или проседанием.

У авто, где для натяжки применяется натяжной ролик, появление визга может указывать помимо износа ремня также на сильный износ подшипника ролика.

Непродолжительный визг ремня в зимнее время указывает на некачественный материал изготовления. Такой ремень при минусовых температурах значительно теряет эластичность, что приводит к интенсивному износу до тех пор, пока он не прогреется. Такой ремень долго служить не будет.

Проверка состояния

В среднем ресурс ремня составляет 50-60 тыс. км. Но продолжительность работы его во многом зависит от условий эксплуатации и качества изделия.

Определение состояния и уровня износа ремня зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Но сводится это определение к визуальному осмотру ремня.

Вначале производится проверка натяжения ремня. В нормальном состоянии он не должен проседать при нажатии на определенное расстояние, указанное в технической документации к авто.

Схема расположения ремня генератора

Далее визуально осматривается ремень на наличие повреждений и износ. Торчащие армирующие нити, вырванные куски резины, следы от горюче-смазочных материалов укажут на потребность в замене.

Устранить визг можно путем дополнительной подтяжки натяжения. Однако если уже натягивать ремень некуда, значит он сильно изношен и требует замены.

Читайте также:  Генератор для ваз 2112 2008

Если установлено, что ремень сильно изношен, производится замена. Перед выполнением данной операции нужно приобрести новый. Причем подбирать нужно по модели авто, а также по виду ремня. Клиновидный ремень невозможно будет установить на место многоручейного и наоборот.

Замена на ВАЗ-2108

Рассмотрим, как производится замена на разных авто. Для начала возьмем автомобиль ВАЗ-2108, в котором используется простой или зубчатый клиновидный ремень.

У этого авто ремень заменить довольно просто. Понадобятся только ключ на 17, а также монтировка.

Вначале нужно снять отработавший ремень, для чего ослабляются гайка крепления внизу и гайка, зажимающая генератор на натяжителе. После послабления генератор подается к двигателю, сильно послабленный ремень снимается со шкивов. На его место устанавливается новый, монтировкой генератор оттягивается от двигателя, тем самым производится натяжение ремня. Удерживая монтировкой натяжение, гайка на натяжителе затягивается. После закручивается и гайка крепления генератора. После замены выполняется проверка. Если на заведенном двигателе посторонних звуков со стороны ремня не слышно, замена произведена успешно. Если появился визг – производится повторная натяжка.

Замена на Toyota Camry

Далее рассмотрим, как производится замена на автомобиле Toyota Camry. У данного авто используется поликлиновой ремень. При этом он используется также для привода компрессора и жидкостного насоса. Для натяжки используется специальный натяжитель.

Если производить замену по всем правилам, то потребуется снятие правого колеса, накладки и защиты картера двигателя для доступа к натяжителю.

Но некоторые любители проделывают замену, не снимая колеса. Именно для самой замены ремня откручивать ничего не нужно, поскольку натяжитель оснащен механизмом самонатяжения.

Для снятия ремня нужно ключом на 19 за головку, размещенную на натяжителе, провернуть его по часовой стрелке. Этим действием ослабляется натяжение, после чего снимается ремень с любого шкива.

Перед установкой нового следует посмотреть на схему положения ремня между шкивами. Для установки его вначале накидывается на все шкивы, после отжимается натяжитель и на его ролик заводится ремень, после чего натяжитель отпускается.

Источник

Ремень генератора: описание, возможные неисправности и способы их устранения

Многие автомобилисты, которые не имеют ни малейшего понятия об устройстве автомобиля, хотя бы раз слышали о таком устройстве как ремень генератора. Этот незаменимый элемент может быть с кондиционером и без него. Существует всего два вида приводных ремешков для автомобилей: клиновидные и поликлиновые. Клиновидные РГ считаются традиционными и используются с основном на старых образцах транспортных средств. Допускается применение таких ремней в тех автомобилях, где привод от коленвала осуществляется на сам агрегат. Такие ремешки имеют несколько подвидов, отличаются особым клиновидным профилем. Самыми популярными из них считаются зубчатые, в которых специальные зубья располагаются на внутренней поверхности профиля. Вторым видом приводных ремешков считаются поликлиновые. В настоящее время такие ремешки устанавливаются повсюду. Также поликлиновые ремни принято еще называть многоручейными. Ширина у таких ремней гораздо больше, а вот толщина – меньше. Именно эти характеристики поликлиновых ремней и делают их более гибкими.

Распространенные неисправности ремней

Как и у любого другого механизма или элемента автомобиля, у ремней генератора также есть свой список типичных неисправностей. Самой распространенной проблемой считается обрыв ремня генератора. Происходит такое неприятное явление, к счастью, не так часто, потому как для того чтобы разорвать армирующие нити необходимо достаточно большое усилие. Также обрыв РГ может быть последствием заклинивания одного из механизмов. Второй не менее распространенной причиной выхода из строя РГ считается его естественный износ. Длительное использование ремня отражается на его профиле. Со временем он будет уменьшаться, что в конечном счете может привести и к проскальзыванию ремня. А это нарушение обычно приводит к падению придаточного усилия и к тому, что агрегат будет не способным вырабатывать нужный объем энергии. Еще одной причиной неисправности может быть появление свиста. Как правило, причиной такому нарушению всегда является ослабление РГ. Также нередко случается и так, что ремень попросту проседает. Такая проблема связана с износом детали. То есть при длительной эксплуатации диаметр устройства увеличивается и ремень ослабевает. в дальнейшем именно это и приводит к его проскальзыванию.

Как избавиться от неполадок?

Поскольку одной из самых частых проблем для ремня генератора считается появление свиста, то для устранения его необходимо точно определить причину. Если свист появляется при запуске агрегата и исчезает через определенное время, то это нельзя назвать проблемой. Когда же свист не прерывается, то причина скорее всего в проскальзывании РГ. Иногда это может свидетельствовать о необходимости замены детали. Если же ремень генератора порвался, тогда единственным выходом из ситуации будет только произвести его замену. Если же наблюдается повышенная шумность при работе ремня генератора, то практически всегда такая проблема связана с твердостью элемента. Особенно часто такое происходит после установки нового ремня. Чтобы устранить нарушение достаточно просто воспользоваться специальным средством размягчителем. Делаеть это достаточно просто: брызнуть состав на внутреннюю поверхность ремня и подождать немного времени.

Читайте также:  Расположение ремня генератора опель вектра

Более подробно о ремне генератора будет рассказано в этом видеоролике:

Источник

Неисправности поликлиновых ремней

Поликлиновые ремни GATES

В автомобилях раннего производства для систем ременного привода вспомогательных устройств и вентиляторов охлаждения использовались клиновые ремни. В 1982 году компания GATES внедрила на рынок поликлиновой ремень марки Micro-V® с многочисленными V-образными ребрами по всей длине ремня. С тех пор системы ременного привода вспомогательных устройств претерпели громадную эволюцию.

В результате силовой привод всех элементов системы – от гидравлического усилителя рулевого управления до устройства кондиционирования воздуха – осуществляется при помощи зигзагообразных ремней. В настоящее время 90% из 230 миллионов приводов вспомогательного оборудования работает с использованием поликлиновыx ремней.

Теперь компания Gates представляет реальное новшество для систем ременного привода вспомогательного оборудования: новый ремень марки MICRO-V® XF.

Эти высококачественные ремни образуют целый ассортимент изделий для всех выпускаемых моделей транспортных средств, обеспечивая превосходное соответствие и широкий охват рынка. При правильном монтаже и техническом обслуживании эти изделия гарантируют надежную работу устройства привода.

Купить ремни марки GATES с доставкой вы можете в магазине Америка-Европа

Особенности Ремней марки MICRO-V® XF

Новые многореберные ремни марки MICRO-V® XF изготавливаются из высокотеxнологичных материалов. Они имеют ту же конструкцию, что и оригинальные ремни. Поэтому полностью отвечают требованиям производителей оборудования.

Низкий профиль этих ремней обеспечивает их превосходную гибкость, что позволяет им легко огибать шкивы малого диаметра, перенося мощность как на оребренной, так и на обратной стороне. Кроме того, такой профиль ремня обеспечивает лучшую опору для корда, придающего ему прочность на растяжение. В этом случае корды распределяют свои прочности равномерно между несколькими клиньями меньшего размера вместо того, чтобы придавать ее одному большому клину.

Ремни марки MICRO-V® XF могут одновременно вращать несколько шкивов, расположенных в одной и той те плоскости.

Порядок осмотра и типы неисправностей ремня генератора

Поскольку ремни MICRO-V® XF‚ выполняют свою работу при большой нагрузке в тяжелых условиях, крайне необходимо своевременно выявлять их износ и производить замену до того, как наступит их отказ.

Рекомендуемая периодичность замены ремня составляет 4 года.

Есть факторы, которые оказывают существенное влияние на ремень. Во первых это воздействие тепла. Во вторых сильное механическое напряжение. И в третьих — абразивное истирание.

Проскальзывание ремней приводит к образованию тепла. В результате это может вызвать повреждение каучукового слоя.

Обрыв поликлинового ремня может привести к дорогостоящей поломке автомобиля в дороге. Эффективно работающий ремень обеспечивает идеальное функционирование привода вспомогательных устройств. При нормальной работе водяного насоса двигатель защищен от перегрева, что обеспечивает длительный срок его службы.

Компания Gates рекомендует производить регулярный осмотр состояния поликлиновых ремней и их своевременную замену. Однако следует иметь в виду, что проблемы с ремнем, такие как возникновение шума, а также износ или разрыв ремня, зачастую бывают вызваны неисправностью подшипников механизма привода и генератора .

В этом случае одной замены ремня будет недостаточно. Для выявления (и устранения) фактической причины необходим тщательный осмотр шкивов, натяжных роликов и других натяжных устройств.

Виды неисправностей ремней и методы устранения:

  1. БЕСПОРЯДОЧНОЕ РАСТРЕСКИВАНИЕ РЕБЕР

Внешнее проявление: Небольшие, но видимые трещины по всей длине ребра или ребер.

Причина: Помимо непрерывного воздействия высоких температур, причиной образования трещин может являться также механическое напряжение, возникающее в результате изгиба ремня вокруг шкивов.

Трещины возникают в верхней части ребер и распространяются до линии корда. Поэтому если расстояние между такими трещинами составляет от 1 до 2 см, то это означает, что ремень выработал порядка 80% от своего ресурса и требует замены.

Способ устранения: Произвести замену на ремень марки MICRO-V® XF производства фирмы GATES, материал которого способен выдерживать более высокие температуры и противостоять растрескиванию.

Внешнее проявление: Отслаивание от ремня больших и малых кусков каучукового материала. При появлении признаков выкрашивания, обрыв ремня может произойти в любой момент.

Причина: Выкрашивание может возникнуть в том случае, если несколько трещин в одной области проходят параллельно линии корда. В первую очередь этому способствует воздействие тепла, старение и механическое напряжение.

Способ устранения: Немедленно замените ремень на аналогичное изделие марки MICRO-V® XF производства фирмы GATES. Конструкция ремней фирмы Gates обеспечивает их большую гибкость и термостойкость, что имеет принципиальное значение при работе в малых моторных отсеках современных автомобилей

  1. СКАТЫВАНИЕ НА ПОВЕРХНОСТИ

Внешнее проявление: Материал ремня срезается с ребер и забивает его желобки.

Причина: Это происходит вследствие целого ряда причин, включая недостаточное натяжение, несоосность, износ шкивов или сочетание выше упомянутых факторов. Наиболее часто это явление возникает в дизельных двигателях, что не исключает возможность его возникновение в других случаях.

Способ устранения: Если скатывание материала ремня приводит к возникновению повышенного шума или вибрации ремня, то ремень нуждается в замене.

Читайте также:  Атомные генераторы электрического тока

Внешнее проявление: Появление блеска или глянца на обратной стороне ремня. На последующих этапах происходит повреждение тканевой основы.

Причина: Во время своего движения ремень соприкасается с каким-либо находящимся на его пути предметом, таким как фланец или болт. Это может быть вызвано недостаточным натяжением ремня.

Способ устранения: замените ремень и удалите этот посторонний предмет; в случае невозможности его удаление необходимо исключить возможность его соприкосновения с движущимся ремнем. Проверьте состояние натяжного устройства и обеспечьте правильное натяжение ремня.

  1. ПОВРЕЖДЕНИЕ КРАЙНИХ РЕБЕР РЕМНЯ

Внешнее проявление: Появление глянца на боковых стенках ремня или истирание кромочного корда, повлекшее за собой отщепление ребер. В результате возможно появление заметного шума. В неудачных случаях ремень может соскочить со шкива.

Причина: Одной из наиболее распространенных причин преждевременного выхода ремня из строя является несоосность шкивов. Возникновение несоосности приведет к перегибу или перекручиванию ремня во время движения. В результате это неизбежно вызывает его преждевременный износ.

Способ устранения: Замените ремень и обеспечьте соосность шкивов. Также проверьте сами шкивы, их кронштейны и валы на предмет наличия возможных изгибов или изломов.

  1. НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС КЛИНЬЕВ

Внешнее проявление: Повреждение боковых поверхностей ремня, возможный разрыв корда или появление зазубрин на ребрах. Кроме того, в этом случае может быть слышен глухой шум или гул, создаваемый трущимися деталями.

Причина: Неравномерный износ может быть вызван попаданием на поверхность шкива какого-либо постороннего предмета (например, камешка), который может врезаться в материал ремня и привести к разрыву кордов, обеспечивающих его прочность на растяжение.

Способ устранения: Замените ремень и осмотрите шкив на предмет его возможного повреждения или наличие на его поверхности каких-либо посторонних предметов. В случае необходимости произведите замену шкива.

Внешнее проявление: Появление небольших, но видимых проколов на задней поверхности ремня. Кроме того, возможно наличие видимых выпуклостей, а также истирание тканевой основы вокруг проколов.

Причина: Забивание гальки, гравия или песка между пазами ремня и клином шкива.

Способ устранения: Произведите очистку приводного механизма, после чего замените ремень во избежание отделения корда и возможной поломкой на дороге. Для замены используйте ремни марки MICRO-V® XF производства фирмы GATES, имеющие фабричную подгонку под геометрию соответствующих шкивов.

Внешнее проявление: Одно из ребер на ремне начинает отделяться от связки. Если оставите этот дефект без внимания, то его результатом станет отделение последующих крайних ребер и расслоение всего ремня.

Причина: Неправильная установка ремня. Один из клиньев ремня не попадает в паз шкива, в результате чего оно движется без необходимой опоры по поверхности паза.

Способ устранения: Срок службы ремня существенно сокращается, поэтому следует немедленно произвести его замену. После замены убедитесь в том, что все ребра нового ремня вошли в соответствующие желобки шкивов. Запустите двигатель, после чего проверьте правильность установки ремня при отключенном двигателе и отсоединенной клемме аккумуляторной батареи.

  1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Внешнее проявление: шелушение, прилипание или набухание поверхности ремня.

Причина: Автомобильные масла и консистентные смазки являются злейшими врагами любого каучукового соединения, вызывавшими ослабление его химических связей и превращающими его в мягкий, губчатый материал. В результате такой ремень начинает проскальзывать, выделяет тепло и обрывается.

Способ устранения: Устраните источники выделения масел, консистентных смазок или иного химического загрязнения. Замените ремень. Не пытайтесь решить эту проблему путем поверхностной очистки ремня.

Внешнее проявление: Ремень разорван.

Причина: В материал ремня мог врезаться большой посторонний предмет, что привело к разрыву кордов, обеспечивающих его прочность. Кроме того, разрыв кордов может произойти в результате приложения к ремню чрезмерных усилий во время его установки или использование рычага для его натяжения на шкивы, оставшись при этом незамеченным. Другими возможными причинами могут являться интенсивные ударные нагрузки или заклинивание одного из шкивов и/или вспомогательных механизмов.

Способ устранения: Внимательно осмотрите все детали приводного механизма на предмет возможного повреждения или наличие на них посторонних предметов. В случае необходимости произведите их замену. При установке ремня ни в коем случае не прилагайте к нему никаких усилий с помощью инструментов, не предназначенных специально для этой цели.

Шум, возникающий в результате несоосности шкивов и/или плохого натяжения ремня, может быть выявлен с помощью «пульверизационного теста».

Наполните водой бутылку с пульверизатором и распылите ее тонким слоем на ремень при работающем двигателе. В случае возникновение шума после распыление возможно наличие проблем с натяжением ремня или его неправильной укладкой. Если этот шум спадает на несколько секунд, а затем проявляется вновь с еще большей амплитудой, то проблема, вероятнее всего, заключается в несоосности шкивов. Если же шум нарастает сразу после распыления воды на ремень и впоследствии не увеличивается, то вероятно, что проблема состоит в плохом натяжении ремня.

Источник