Меню

Диаметр шестерни масляного насоса



Масляный насос двигателя: устройство, принцип работы, схема, ремонт

Масляный насос является основным элементом, обеспечивающим надежную и гарантированную работу двигателя внутреннего сгорания. Он обеспечивает бесперебойную смазку всех подвижных элементов системы, подавая ее посредством постоянного давления и обеспечивая циркуляцию масла.

При качественной работе масляного насоса, прокачка смазочного материала происходит регулярно и стабильно. Давление в системе не превышает критических точек и не приближается, как к максимальной отметке, так и к минимальной.

Содержание статьи

Степень точности работы масляного насоса напрямую влияет на долговечность и износоустойчивость мотора, а также на оптимальный расход топливного материала и уровень вредных атмосферных выбросов.

Устройство масляного насоса не отличается большой сложностью. При желании и постоянном контроле, можно всегда заметить необычную работу двигателя и предотвратить сложные последствия, приняв своевременные меры по устранению неполадок.

Разновидности маслонасосов и их особенности

Так как, устройство масляного насоса отличается по нескольким критериям, существует большое разнообразие двигателей, которые могут иметь различные технические параметры.

Все модификации маслонасосов делятся на две основные группы по типу управления. Это:
регулируемые устройства;
нерегулируемое оборудование.

Регулируемые устройства способны поддерживать постоянное и оптимальное давление масла в системе. Если насос является нерегулируемым, давление масляного насоса корректируется при помощи редукционного клапана.

По конструктивным особенностям, устройство масляного насоса разделяют на:
шестеренный насос с наружным зацепленим;
роторный тип передачи;
шестеренчатый насос с внутренним зацепленим.

Схема масляного насоса роторной конструкции включает специальные роторные лопасти, которые способствуют созданию конкретного давления в системе двигателя внутреннего сгорания и транспортировке смазочного материала.

В шестеренных насосах этот процесс поддерживается, благодаря системе, в которую входят нескольких шестеренок. Такая шестерня может работать, как с внешним, так и с внутренним зацеплением.

Стоит отметить, что параметры работы двух видов маслонасосов отличаются несущественно, что не относится ко внешним габаритам оборудования. Корпус масляного насоса, когда шестеренка с меньшим диаметром расположена внутри большой, имеет минимальные габаритные размеры, что отражается на его востребованности, но не влияет на техническое функционирование и параметры эксплуатации оборудования.

Назначение маслонасоса

Схема управления насосом любого типа основана на создании насосом давления масла в системе и засасывании его через специальное приспособление из поддона картера. Этот процесс сопровождается этапом фильтрации и очищением через фильтр или другой элемент.

После насоса масло подается по всем необходимым каналам, ко всем узлам и деталям.

Клапаны и цилиндры смазываются методом разбрызгивания, распределительный и коленчатый вал обрабатываются маслом под давлением, а такие детали, как кулачки, толкатели и штанги получают смазку, которая движется самотеком.

Принцип работы маслонасоса

Вал привода масляного насоса обеспечивает вращение зубчатых колес, что позволяет непрерывно выдавливать смазку в основную систему под определенным давлением, благодаря редукционному клапану.

Таким образом, обеспечивается транспортировка масла через специальные впадины ко всем «нуждающимся» узлам и деталям.

Для некоторых модификаций автомобилей производитель предлагает двухсекционную схему масляного насоса, когда в корпусе имеется дополнительный отдел, отвечающий за охлаждение масляного радиатора.

Для регулирования количества подаваемого в двигатель автомобиля масла используется редукционный клапан.

Конструктивно редукционный клапан масляного насоса это отдельно расположенный узел, который находится на общей с ним линии и состоит из:
1 — шара
2 — пружины
3 – упорного элемента.

Пружина в этом случае рассчитана на определенное усилие и обеспечивает открытие и закрытие системы в зависимости от давления масла. Таким образом, при достижении порогового значения, когда величина давления масла выше необходимого, оно давит на шар, сжимает пружину и открывает линию сброса излишков в картер.

Когда величина давления возвращается в допустимый диапазон, усилие на пружине падает, он расправляется и шарик поз.1 снова перекрывает сливную линию.

Читайте также:  Водяные насосы для дома поломки

Где стоит масляный насос

В конструкции двигателя масляный насос находится около картера и обеспечивает подачу в него масла. Для работы такой системы нужен только один масляный насос двигателя.

В таком варианте корпус масляного насоса является одновременно и боковой крышкой двигателя.

При такой компоновке, на рисунке обозначено:
1 – масляный насос двигателя
2 — прокладка
3 – приемник масла
4 – прокладка картера

Если установлен насос нерегулируемого типа, то при достижении избыточного давления лишнее количество масла будет сливаться обратно в картер, через редукционный клапан.

В мощных спортивных автомобилях устанавливается система смазки с сухим масляным картером. В такой системе предусматривается отдельный резервуар и может быть установлено два или три масляных насоса двигателя для охлаждения и смазки при достижении автомобилем максимальной скорости.

Если рассматривать не только двигатель, а всю систему автомобиля целиком, то схема работы и управления масляным насосом выглядит следующим образом.

Устройство масляного насоса

Устройство шестеренчатого масляного насоса

Конструктивно корпус масляного насоса является герметичным узлом из металла, внутри которого размещаются несколько пар шестеренок. В каждой паре, одна из шестеренок крутится свободно поз. 1,6(ось и ведомая шестерня масляного насоса), а другая имеет вал привода насоса и соединяется с ним специальной шпонкой.

Это зубчатое колесо считается основным и называется ведущим поз. 3,4 (ось и ведущая шестерня масляного насоса).

Масло поступает через канал поз. 2 и направляется в нагнетательный канал поз. 5.

При производстве оборудования учитывается расстояние между работающими колесиками и корпусом масляного насоса. Этот зазор должен иметь минимальную величину, чтобы добиться лучших показателей коэффициента полезного действия функционального узла.

Устройство роторного масляного насоса

Насосы роторного типа отличаются простотой конструкции и минимальным количеством функциональных узлов. Это:
две специальные полости (нагнетательная поз.4 и всасывающая поз. 1);
два ротора (внутренний поз. 6 и внешний поз. 3);
вал привода масляного насоса поз.5.

Лопасти двух роторов, взаимодействуя между собой, способствуют засасыванию смазочного материала поз. 2 внутрь насоса.

Когда давление масляного насоса приближается к избыточному значению, вступает в работу редукционный клапан масляного насоса, который способствует сбрасыванию лишнего количества смазки.

Подобная схема управления насосом приемлема для нерегулируемого оборудования.

Регулируемое оборудование оснащено подвижной пружинкой, находящейся в статоре и корректирующей внутренний объем специальной камеры, в которой находятся два ротора.

Таким образом, скручивая пружину, можно менять давление во всей системе. Подобный принцип работы позволяет поддерживать заданный режим давления, не зависимо от того, как вращается вал масляного насоса.

Насосы регулируемого типа являются более практичными и продуктивными и имеют несколько весомых приоритетов. Это:
минимальное вспенивание смазочного материала;
минимизация использованной мощности двигателя, которая уменьшается на одну треть;
более продолжительный период использования масла, так как уменьшается число оборотов работы двигателя и его частота.

Ремонт и замена масляного насоса

Масляные насосы отличаются простотой конструкции и высокой степенью надежности. Они долго служат и редко выходят из строя. Основным критерием гарантированной работы служит качественное масло и регулярная профилактика.

Работающий мотор и вал привода насоса способствуют появлению твердых микрочастиц, что способствует появлению изъянов на рабочей поверхности функционального оборудования.

Своевременное техническое обслуживание автомобиля поможет избежать неприятностей и более серьезных поломок.

При появлении таких признаков, как увеличение количества расходуемого смазочного материала, а также существенное отклонение давления от нормативных показателей, является сигналом для проведения диагностических и профилактических мер.

Чаще всего, в масляном насосе встречаются следующие неполадки:
забился фильтр-сетка у насоса и не пропускается смазочный материал;
сломался редукционный клапан;
появилась выработка на поверхности деталей оборудования;
износилась прокладка масляного насоса;
износилась прокладка насоса;
поломка датчика давления масла;
расшатался крепеж фильтра на маслонасосе.

Читайте также:  Колодезные насосы грундфос в москве

Неисправности масляного насоса можно устранить, если точно знать узел, который способствует сбою в его работе. Чаще всего, насос меняют полностью, в сборе, так как он обладает доступной ценой.

Восстанавливать износившиеся детали сложно и хлопотно. Гораздо эффективнее и выгоднее произвести демонтаж оборудования, вышедшего из строя, и заменить его на новую деталь. Затем следует проверить масляный насос на герметичность подключения к системе.

Также, следует поменять фильтры и сменить моторное масло.

Своевременные профилактические мероприятия системы смазки способствуют более надежной и гарантированной работе двигателя, а также его максимальному рабочему ресурсу.

Источник

Шестерни масляного насоса

Шестерни масляного насоса изготовлены из стали 40Х и термически обработаны до твердости НВ 241-286

Внешним осмотром проверяют состояние рабочих поверхностей зубьев. Шестерни, имеющие контактное разрушение (питтинг), выработку в виде канавок, сколы, трещины, задиры, забоины, подлежат замене.

Шестерни без внешних дефектов проверяют в беззазорном зацеплении с контрольной (эталонной) шестерней, имеющей толщину зуба по дуге делительной окружности 6,91 мм, на соответствие размеров согласно табл. 44.

Допустимое биение одной шестерни, мм

Допустимое биение от зуба к зубу, мм

Таблица 44. Соответствие параметров

Шестерня Допустимое уменьшение
расстояния между осями, мм
Ведущая нагнетающей секции 0,22 0,10 0,040
Ведомая нагнетающей секции 0,22 0,10 0,040
Ведомая радиаторной секции 0,22 0,10 0,040

В связи с тем что ведущая и ведомая шестерни нагнетающей секции масляного насоса так же, как ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции попарно скомплектованы и приработаны, их раскомплектовка не рекомендуется. Если после проверки по беззазорному зацеплению часть из них будет отбракована и нарушена комплектность, нужно каждую пару шестерен скомплектовать по пятну контакта зубьев. Пятно контакта должно быть не менее 60% длины зуба и располагаться, как показано на рис.173.

При ремонте, когда нарушена комплектность шестерен, их необходимо проверить на контакт зубьев с контрольной шестерней. Каждый комплект контрольных шестерен должен включать три шестерни, подогнанные между собой так, что пятно контакта какой-либо из них с другой, входящей в комплект, охватывает 100% длины и 45% высоты зуба.

Из трех контрольных шестерен, составляющих комплект, в качестве рабочей для проверки шестерен двигателя разрешается использовать одну. По остальным двум периодически проверяют рабочую шестерню, а при износе последней изготовляют новую контрольную шестерню. Не допускается кромочных контактов на ножке зуба, раздвоенных (см. рис.173, б) и блуждающих (см. рис.173, в).

Проверяют у шестерен наружный диаметр и высоту зуба. Если наружный диаметр шестерен нагнетающей секции не менее 54,870 мм и диаметр шестерен радиаторной секции не менее 9,915 мм, они допускаются к установке в насосе.

Промежуточная шестерня привода масляного насоса, не имеющая повреждений по внешнему осмотру после проверки по беззазорному зацеплению и по контакту зубьев, а также если нет проворота втулки и если внутренний диаметр втулки не более 35,050 мм допускается к установке на двигатель.

Источник

Шестерня ведущая масляного насоса

КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ ВАЛА ШЕСТЕРНИ ВЕДУЩЕЙ МАСЛЯНОГО НАСОСА

№ по каталогу НАИМЕНОВАНИЕ МАТЕРИАЛ ТВЕРДОСТЬ
740.11-1011040 Шестерня ведущая Сталь 15 ХФ 52…63 НRCэ
№ дефекта Обозначение ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ РАЗМЕРЫ, мм СПОСОБ РЕМОНТА
номинальный Предельно допустимый без ремонта
Трещины и обломы Браковать
В Износ по диаметру Ø19.92-0,021 Ø19,85 Хромировать
Г Износ шпоночного паза 3 3,03 Фрезеровать новый паз развернуть валик на 180˚
Д Износ по диаметру Ø19.92 Ø19,85 Хромировать
Изгиб валика 0,01 0,015 Править
Е Срыв резьбы Не более 2-х ниток 1. Наплавить, нарезать резьбу. 2. Нарезать резьбу М12х1,5-6g

При износе шпоночного паза фрезеруют новый паз (Рис. 5.28) с разворотом на 180˚, используют фрезы с твердосплавными пластинами Т5К10, Для улучшения обрабатываемости зону обработки можно локально отпустить пламенем газовой горелки, деталь при нагреве частично погружают в воду.

Если валик изношен по диаметрам В и Д, поверхности хромируют либо осталивают с последующей обработкой покрытия бесцентровым шлифованием или в патроне.

Рис. 5.28. Дефекты вала шестерни ведущей масляного насоса.

При срыве резьбы М14х1,5 автоматическую наплавку производят малоуглеродистой проволокой с подачей за пределы зоны наплавки охлаждающей жидкости. При ручной наплавке деталь частично погружают в воду. Допускается нарезание ремонтной резьбы М12х1,5-6g.

Шкив водяного насоса

Водяной насос 740.13 1307 010СБ центробежного типа установлен на передней части блока цилиндров слева. При эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) следует пополнять смазку Литол-24 с помощью пресс-масленки до появления ее из контрольного отверстия. Для проверки исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как приводит к выходу из строя подшипников. Основным видом ремонта водяного насоса является замена узла уплотнения №№ 740.1307 012 – манжета водяного насоса – 1 шт.; 740.1307 038-10 – кольцо уплотнительное –1 шт.; 740.1307 107 – шайба пылеотражательная – 1шт.

Для ремонта водяного насоса: слейте охлаждающую жидкость из двигателя; снимите ремни привода водяного насоса; снимите водяной насос с водяных труб; разберите водяной насос. При сборке вновь не допускайте попадания посторонних частиц между поверхностями трущейся пары торцевого уплотнения. После сборки проверьте легкость вращения валика насоса – заедание не допускается. Водяной насос испытать на стенде в течение 4 мин. с водой при частоте вращения вала 60 мин –1 . Давление воды на входе в насос должно быть 150…200 кПа (1,5…2,0 кГс/см 2 ), температура воды не менее 60°С. Насос должен создавать напор не менее 180 кПа (1,8 кгс/см 2 ).

КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ ШКИВА ВОДЯНОГО НАСОСА

№ по каталогу НАИМЕНОВАНИЕ МАТЕРИАЛ ТВЕРДОСТЬ
740.13-1307216 Шкив водяного насоса СЧ 21 НВ 180…200
№ дефекта Обозначение ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ РАЗМЕРЫ, мм СПОСОБ РЕМОНТА
номинальный Предельно допустимый без ремонта
А Сколы ребер ручьев Заварить, обработать, выдержав Г не менее Ø130,3 мм
Б Износ отверстия под валик Ø24.9 +0,02 Ø24,95 1. Завтулить ступицу 2. Развернуть в ремонтный размер 3. Обработать шпоночный паз
В Износ шпоночного паза Ø5 5,09 Заварить с торцев, прорезать новый паз с противоположной стороны.
Г Износ поверхностей шкива Ø131,5±0,2 Ø131,1 Точить «как чисто», выдержав Г не менее 130,3мм

Сколы ребер ручьев образуются при небрежной разборке (Рис. 5.29, Таблица 5.18). Ремонт производится наплавкой латунной проволокой Л 63-ПТ-2 ГОСТ 16130-85 газовой горелкой, в качестве флюса используется бура. Наплавку выполняют в формообразующем приспособлении до полного заполнения скола, охлаждают в песке.

После наплавки, а также в случае износа ручьев шкива деталь протачивают на токарном станке фасонным резцом до выведения дефекта, но так, чтобы размер Г был не менее 130,3 мм. Если размер Г, измененный по роликам Ø 9±0,01 мм, меньше 130,3 мм, деталь бракуют.

Рис. 5.29.Дефекты шкива привода водяного насоса.

При износе отверстия под валик до диаметра более 24,95 мм ступицу срезают, приваривают заготовку новой ступицы и обрабатывают ее так, как показано на Рис. 5.29. Шпоночный паз В протягивают и долбят. В условиях мелкосерийного производства изношенное отверстие можно развернуть до Ø 25,2 +0,03 . В этом случае необходимо укомплектовать собираемый узел валиком водяного насоса с увеличенным диаметром шейки под шкив.

В случае износа шпоночного паза В следует изготовить новый паз по углом 120˚…180˚ к старому, старый паз пометить краской.

Источник